Мастер-класс по батику запаривание изделия (закрепление красок)

Мастер-класс по батику: запаривание изделия (закрепление красок)

Как и обещала, расскажу о том, как я запариваю свои батики. Ничего особо нового в этом нет, но опять же, может, кто-то почерпнет для себя что-нибудь интересное и полезное.

Расстилаю на полу старую простыню и аккуратно раскладываю на ней расписанный шарфик или платочек. Если на простыне дырки, я прокладываю их кусками бумажного полотенца.

Аккуратненько все расправляю, чтобы не было складок и заломов.

Здесь шарфик маленький, поэтому простыня складывается вдвое, и роспись очень удачно защищается с обеих сторон.

Утренний эфир / Картины в технике батик

Бывает так, что платок больше простыни, тогда под незащищенные части я подкладываю дополнительные тряпочки или куски бумажных полотенец. Тут главное — чтобы при сворачивании «улитки» роспись нигде не соприкасалась сама с собой. Лучше перебдеть, чем недобдеть и все стыки лишний раз проложить бумагой.

Иногда, когда роспись несет очень много краски, я кладу еще одну простыню сверху — для страховки. Улитка получается толстая, конечно, но, повторяю — лучше перебдеть, чем недобдеть.

Разговор о творчестве, о батике 10 декабря, в 19.00 (мск)

Потом начинаем простыню с работой аккуратно сворачивать в рулетик.

Рулетик заворачиваем с обоих концов в «улитку», так, чтобы рожки сходились в центре (на следующей фотографии это видно)

Чтобы наша улиточка не разваливалась, я перехватываю ее и утягиваю обычным бумажным скотчем. Это оказалось очень удобно. Увязывать улитку веревочкой мне раза с двадцатого надоело. А бумажный скотч отлично ее фиксирует и утягивает, и не отмокает от пара.

После этого я заматываю улиточку еще в один лоскут ткани — по большей части для того, чтобы сделать по бокам свертка такие «уши» из жгутов, в которые заворачиваются концы лоскута. «Уши» мне нужны, чтобы безопасно для росписи воткнуть в сверток булавки — а вся конструкция у меня держится на булавках и бумажном скотче. Это, конечно, все прекрасно заменяется веревочками, но я обалдела навязывать, а потом развязывать веревочки, так как запариваю часто.

«Уши» сделаны, все еще раз фиксируется бумажным скотчем.

Теперь я беру полиэтиленовый пакетик (маленький), складываю его до нужного размера, прикрываю верхнюю часть свертка и прикалываю пакетик булавками. Вот для этого нам и нужна была дополнительная обмотка»улиточки» — чтобы было, во что воткнуть булавки. Как мы знаем, любое нарушение защиты собственно росписи чревато артефактами на этой росписи, которые убрать уже невозможно.

А к «ушам» я прикалываю ленточки ткани, с обеих сторон, так, чтобы, когда берешь сверток за эти ленточки, он висел ровно и не переворачивался.

Сверток готов, и теперь мы подвешиваем его в пароварку. Обычную электрическую пароварку на три этажа. Модель я выбирала с тем учетом, чтобы донышки этажей вынимались и в крышке были отверстия для выхода пара, сквозь которые можно подвесить сверток.

Перед тем, как включить пароварку, внимательно смотрю, чтобы сверток нигде не касался стенок, иначе туда протечет вода и будут артефакты на росписи, а они нам ну совсе мне нужны.

Сверток должен висеть так, чтобы между его спинкой и крышкой оставалось расстояние хотя бы пальца на два. На крышке собирается конденсат и стекает по стенкам (поэтому надо следить, чтобы сверток не касался стенок), а сверху в общем-то не каплет, но случается, что капля-две упадет (для этого нам полиэтилен на спинке свертка).

Ну, с Богом! Включаем пароварку на полный цикл. Парит она чуть больше часа — этого вполне хватает, чтобы закрепить краски. После окончания цикла я достаю сверток, осторожно снимаю полиэтилен, стараясь не намочить ткань, разворачиваю, внимательно рассматриваю на предмет артефактов. Их, как правило, нет, но и у старухи бывает проруха. Если проруха обнаружилась — значит, где-то была нарушена технология. Поэтому подготовка к запарке требует очень внимательного отношения, и везде, где можно подстраховаться, подстраховаться надо.

Пароварка удобнее тем, что не надо громоздить на плите ведро или бак с подушками, особенно, когда запариваешь много и часто. Честно говоря, я покупала пароварку специально под запарку батика, а ее кулинарные опци использую достаточно редко.

Ну вот, собственно, и все.

Далее — обычный процесс: простирываем вещь в мягком моющем средстве, полощем (я добавляю немного уксуса для блеска), отжимаем в полотенце, гладим (я частенько натягиваю платок обратно на раму и высушиваю его натянутым), подшиваем. Готово!

Если мои опыты кому-нибудь окажутся полезны — буду очень рада. Удачи :)

Как запаривать батик?

Запаривание – это способ закрепления красок на натуральной ткани. Данный процесс осуществляется с использованием влажного пара.

Как запаривать шелк в Запарнике

Запаривание можно выполнять не только на профессиональных установках (автоклавах, которые обеспечивают наличие условий, необходимых для закрепления красок – высокой температуры и давления), но и в домашних условиях.

Что многие художники по ткани с успехом и делают. Об этом и поговорим.

Необходимое оборудование, материалы

Чтобы запарить батик дома, необходимо воспользоваться металлическим ведром, высокой кастрюлей или баком. Для реализации данной задачи также подходят мультиварка, пароварка и скороварка. Как нужно правильно запаривать батик, можно посмотреть в интернете (например, на Ярмарке мастеров, раздел – батик), там такой информации достаточно много. Мастерицы часто выкладывают мастер-классы, в которых подробно рассказывают и показывают, как надо делаь эту непростую процедуру.

Сегодня для иллюстрации данного мастер-класса я выбрала фотографии как раз оттуда, автор — Amarga.

Закрепление красок на шелке путем воздействия пара – дело простое, но довольно таки капризное. Результат запаривания определяется множеством факторов. Он зависит от площади кухни и от того, сколько раз был прокрашен шелк, какая емкость применялась для закрепления краски.

Первое запаривание рекомендуется выполнять вместе с мастером, который хорошо знаком с данным методом. Стоит помнить, что запариванию можно подвергать только натуральные ткани, способные выдерживать высокую температуру.

Запаривание можно производить на газовой или электрической плите, используя при этом высокую кастрюлю либо ведро. Кроме того, для закрепления краски паром требуется наличие:

  • деревянной палочки;
  • старой простыни;
  • одеяла или подушки, которые хорошо пропускают пар;
  • шнура или веревки (но не из синтетического волокна);
  • старых газет.

Важно следить за тем, чтобы обрабатываемое изделие пропарилось равномерно.

Читайте еще:

Запаривание батика: последовательность действий

Расписанный шелк раскладывают на простыне так, чтобы изделие поместилось на ней полностью. Обе ткани вместе аккуратно сворачивают рулончиком.

Рулон заворачивают в старые газеты (новые не подходят, т. к. свежая типографическая краска может испачкать изделие), после чего сворачивают «бубликом» и закрепляют в нескольких местах (с «заломами» газеты надо обращаться особо осторожно).

Шнур надежно закрепляют поперек ведра. Чтобы он не провисал, можно подложить деревянную ложку.
Для одновременного соединения свертка и ложки из двух веревочек одинакового размера (10-14 см) делают петельки.

При подвешивании тканевого свертка важно обеспечить некоторую отдаленность от стенок емкости и позаботиться о том, чтобы он не был расположен слишком низко.

Обязательно надо следить за тем, чтобы на поверхности рулона и на шнуре не собирался пар, и чтобы от его воздействия не размокли газеты (при запаривании батика применяется сухой способ нагревания свертка).

После надежного закрепления тканевого рулона в емкость набирают немного воды, заполняя ее примерно на 1/4. На дно ведра можно положить блюдечко или камень. Блюдечко позволит контролировать уровень воды, а камень хорошо ее прогреет.

Запаривание выполняют на медленном огне, накрыв ведро одеялом или подушкой. При этом используемое изделие не должно впитывать в себя влагу. Подойдет подушка (одеяло), которая защитит сверток от конденсата. Поскольку запаривание батика выполняется сухим способом, крышкой ведро не накрывают.
Длительность процесса обычно составляется 1,5-2 часа. Запаривание окрашенной ткани требует постоянного контроля. Нужно постоянно следить за уровнем воды, смотреть, чтобы она не выкипела.

По истечении определенного времени сверток достают из ведра, ждут, пока он остынет, и аккуратно разворачивают, затем приступают к стирке ткани в воде, температура которой составляет 30 °C (можно добавить немного уксуса). Ткань рекомендуется стирать через день, дав ей немного полежать. Когда из шелкового изделия стечет вода (нельзя выкручивать), его следует прогладить утюгом и развесить.

Часто применяются и другие варианты запаривания батика. Ознакомившись с советами специалистов, можно подобрать для себя наиболее удобный способ. Главное хорошо разобраться и следовать основным рекомендациям, тогда все получится.

Рисование в технике «Батик» поэтапно для начинающих. Мастер-класс с пошаговыми

6. Развивать интерес к декоративно-искусству прикладному.
7. Вызвать желание сделать поделку руками своими.
Материалы и инструменты, необходимые для деревянная: работы рамка, кнопки, отрез шелковой акриловая, ткани краска по шелку, контур для ткани по рисования, эскиз рисунка на бумаге.

Расписать технике в ткань «батик» не так уж и легко. Это сложный достаточно и трудоемкий процесс. Но работы выполненные в технике этой очень красивы и эффектны. К тому же можно процесс упростить, если наносить контур уже рисунка на затонированную ткань, а вместо специального который, резерва выдувается из специальных трубочек, можно специальные использовать контуры. Дети 5-7 лет вполне сотворить способны свои первые шедевры. Рисунок эскиза для первых работ конечно лучше попроще выбрать.

Основные этапы создания картины в холодного «технике батика»:
— подготовка всех материалов росписи для
— подбор ткани (лучше шёлк, можно, крепдешин искусственный)
— создание эскиза на бумаге
— ткани натяжка (предварительно постиранной, чтобы не было дальнейшем в проблем с «усадкой») на рамку
— заливка фона
— эскиза перенос на ткань
— обводка контуром эскиза
— чтобы, проверка не было протёков
— заливка цветом элементов основных
— закрепление картины утюгом (иногда требуется не это, всё зависит от красок)

Обычно батика для используют тонкие, плотные и гладкие такие, ткани как хлопок и шелк. Но можно синтетической и с поэкспериментировать тканью. Перед работой ткань выстирать необходимо.

Как закреплять краски и красители на ткани в домашних условиях. Бесплатная версия на сайте

Ткань натягиваем на раму. Я использую которую, в раму потом буду вставлять готовую необходимо. Но ее работу перевернуть,чтобы не замарать краской сторону лицевую. Оставьте припуски на ткани 2-3см.

Как запаривать батик?

Запаривание – это способ закрепления красок на натуральной ткани. Данный процесс осуществляется с использованием влажного пара.

Запаривание можно выполнять не только на профессиональных установках (автоклавах, которые обеспечивают наличие условий, необходимых для закрепления красок – высокой температуры и давления), но и в домашних условиях.

Что многие художники по ткани с успехом и делают. Об этом и поговорим.

Необходимое оборудование, материалы

Чтобы запарить батик дома, необходимо воспользоваться металлическим ведром, высокой кастрюлей или баком. Для реализации данной задачи также подходят мультиварка, пароварка и скороварка. Как нужно правильно запаривать батик, можно посмотреть в интернете (например, на Ярмарке мастеров, раздел – батик), там такой информации достаточно много. Мастерицы часто выкладывают мастер-классы, в которых подробно рассказывают и показывают, как надо делаь эту непростую процедуру.

Сегодня для иллюстрации данного мастер-класса я выбрала фотографии как раз оттуда, автор — Amarga.

Окрашивание шарфа в технике узелкового батика. Мастер-класс

Закрепление красок на шелке путем воздействия пара – дело простое, но довольно таки капризное. Результат запаривания определяется множеством факторов. Он зависит от площади кухни и от того, сколько раз был прокрашен шелк, какая емкость применялась для закрепления краски.

Первое запаривание рекомендуется выполнять вместе с мастером, который хорошо знаком с данным методом. Стоит помнить, что запариванию можно подвергать только натуральные ткани, способные выдерживать высокую температуру.

Запаривание можно производить на газовой или электрической плите, используя при этом высокую кастрюлю либо ведро. Кроме того, для закрепления краски паром требуется наличие:

  • деревянной палочки;
  • старой простыни;
  • одеяла или подушки, которые хорошо пропускают пар;
  • шнура или веревки (но не из синтетического волокна);
  • старых газет.

Краски акриловые для ткани 5цв 70мл Гамма Батик хобби 251004

Важно следить за тем, чтобы обрабатываемое изделие пропарилось равномерно.

Читайте еще:

Запаривание батика: последовательность действий

Расписанный шелк раскладывают на простыне так, чтобы изделие поместилось на ней полностью. Обе ткани вместе аккуратно сворачивают рулончиком.

Рулон заворачивают в старые газеты (новые не подходят, т. к. свежая типографическая краска может испачкать изделие), после чего сворачивают «бубликом» и закрепляют в нескольких местах (с «заломами» газеты надо обращаться особо осторожно).

Шнур надежно закрепляют поперек ведра. Чтобы он не провисал, можно подложить деревянную ложку.
Для одновременного соединения свертка и ложки из двух веревочек одинакового размера (10-14 см) делают петельки.

При подвешивании тканевого свертка важно обеспечить некоторую отдаленность от стенок емкости и позаботиться о том, чтобы он не был расположен слишком низко.

Обязательно надо следить за тем, чтобы на поверхности рулона и на шнуре не собирался пар, и чтобы от его воздействия не размокли газеты (при запаривании батика применяется сухой способ нагревания свертка).

После надежного закрепления тканевого рулона в емкость набирают немного воды, заполняя ее примерно на 1/4. На дно ведра можно положить блюдечко или камень. Блюдечко позволит контролировать уровень воды, а камень хорошо ее прогреет.

Запаривание выполняют на медленном огне, накрыв ведро одеялом или подушкой. При этом используемое изделие не должно впитывать в себя влагу. Подойдет подушка (одеяло), которая защитит сверток от конденсата. Поскольку запаривание батика выполняется сухим способом, крышкой ведро не накрывают.
Длительность процесса обычно составляется 1,5-2 часа. Запаривание окрашенной ткани требует постоянного контроля. Нужно постоянно следить за уровнем воды, смотреть, чтобы она не выкипела.

Рисуем по крахмалу на шелке. Крахмальный грунт для шелковой ткани, акварельная техника росписи ткани

По истечении определенного времени сверток достают из ведра, ждут, пока он остынет, и аккуратно разворачивают, затем приступают к стирке ткани в воде, температура которой составляет 30 °C (можно добавить немного уксуса). Ткань рекомендуется стирать через день, дав ей немного полежать. Когда из шелкового изделия стечет вода (нельзя выкручивать), его следует прогладить утюгом и развесить.

Часто применяются и другие варианты запаривания батика. Ознакомившись с советами специалистов, можно подобрать для себя наиболее удобный способ. Главное хорошо разобраться и следовать основным рекомендациям, тогда все получится.

Батик: практические советы

Батик — это роспись шелка акриловыми красками и покрытие резервирующим составом. В той статье дадим несколько практических советов по батику и детально разберемся из чего состоит процесс.

Начало работы

Чтобы начать работу, нужно натянуть основу на рамку, закрепив ее кнопками. Если вы новичок в этом деле, то для первого раза работа не должна быть объемной и превышать 50 см в диаметре.

После натяжения ткань должна представлять собой ровное полотно. Главное, избежать перетягивания, чтобы не испортить ткань.

Закончив подготовительный этап, начинаем переносить на ткань готовый рисунок. Для первого раза рисунок должен быть максимально простым и не изобиловать деталями. Можно изобразить цветы и геометрические узоры.

Нанесение контура

Перенос рисунка на ткань осуществляется с помощью карандаша. Также в специализированных магазинах продаются фломастеры, которые хорошо отстирываются и не оставляют следов. Чтобы рисунок не съехал в процессе работы, его можно закрепить на оборотной стороне изделия иголками. Как правило, шелк хорошо просвечивает, поэтому рисунок будет видно без вспомогательных приспособлений.

Следующий этап — нанесение контура. Это один из самых сложных этапов работы. Прежде чем наносить контур на ткань, попробуйте нанести его на бумагу. От густоты контура зависит то, как он ляжет на ткани. Слишком густой контур требует больше работы, затраты дополнительного времени и терпения, а жидкий контур имеет свойство расплываться.

Работу начинайте с левого верхнего угла, двигаясь по диагонали. Следите за четкостью контура, иначе краска растечется. После нанесения, дайте составу подсохнуть.

Как запарить батик. Батик запаривание парозакрепляемых красок. Фиксация красителя запаркой.

Нанесение краски

После этого этапа, следует нанесение краски. Это тоже кропотливый, но увлекательный труд. Краску наносите аккуратно, не берите много краски, чтобы она не вытекла за контур. Работайте с несколькими цветами, не стремитесь охватить всю палитру. Если хотите добавить оттенков, то просто разведите имеющиеся цвета водой.

Так как краска имеет свойство быстро высыхать, то цвет фона может получится неравномерный. Для того, чтобы избежать этой проблемы, нужно держать темп работы, а также можно пройтись по ткани влажной тряпочкой прежде, чем наносить краску.

Видео мастер-класс «Маки» панно в технике холодного батика на хлопке

Завершение работы

Хотите добавить красоты вашему рисунку? После завершения покраски, посыпьте на него немного поваренной соли, главное, не переусердствуйте.

После того, как краска на вашем изделии подсохнет, его нужно снять с рамки и прогладить. Время глажки индивидуально для каждой краски, его можно посмотреть на тюбике. В целом, около четырех минут на один участок работы. Чтобы прогладить изделие, сверху кладут старые газеты (новые оставляют чернила на ткани), а затем проглаживают до полного впитывания газетой оставшейся на поверхности краски.

Только после этого ткань можно постирать. Стирать нужно аккуратно, с мылом или мягким по составу моющим средством. После этого, ткань необходимо высушить и снова прогладить. Теперь ваше изделие готово.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для души - сайт про рукоделие и поделки