Мастер-класс Платок «Египет» в технике холодного батика

Платок «Египет» в технике холодного батика

Скоро лето, а лето — пора путешествий, время знакомиться с разными странами, городами и континентами, с новыми людьми и культурами. Путешествия приносят в нашу жизнь яркие цвета, пробуждают в нас эмоции, дарят творческие импульсы и развивают наши чувства. Мечты о далёких берегах, полных загадок и тайн, вдохновили меня на создание новой коллекции батика «Большое путешествие». И сегодня я решила поделиться с вами историей рождения платка, открывающего эту коллекцию.

Итак, нам понадобятся:

1. Картон (эскиз с рисунком платка в натуральную величину).

2. Отрез натурального шёлка эксцельсиора 95/95 см.

4. Силовые кнопки.

6. Красители для шёлка Marabu.

8. Трубочка для резерва.

11. Банка с водой.

Натягиваем предварительно смоченную водой ткань на подрамник, следим чтобы не было перекосов.

Ждём, когда ткань полностью высохнет. Подкладываем картон под подрамник , набираем в трубочку резерв, и переносим рисунок на ткань. Линия должна быть ровной, замкнутой, иначе краска будет затекать на соседние участки. Сначала обводим основные линии

затем переносим на ткань орнаменты

после полного высыхания резерва приступаем к работе цветом

Рисуем платок в технике холодного батика

И так, рисуем платок в технике холодного батика.

Ткань — креп-сатин, белого цвета, размер приблизительно метр на метр. Ткань берем с запасом, т. е. готовое изделие будет где то 90х90 см.

Резерв — прозрачный фирмы Гамма

Краски — акриловые для шелка Silk, Гамма

Стеклянная трубочка для резерва

Тряпка, для удаления капли резерва с трубочки, и для сушки кистей.

Кисти — 3 беличьих кисти разного размера, №5 для мелких деталей, №12 для заливки крупных деталей, №24 плоская кисть для фона.

Карандаш, большой лист бумаги для рисунка, маркер для обводки рисунка.

Деревянная рама, или подрамник (я использую раздвижную раму)

Перед тем как натягивать ткань на раму, ее следует промыть в легком мыльном растворе, для того, чтобы смыть заводскую обработку ткани, потому как если ее не промыть, краска будет плохо растекаться. После высыхания ткани, ее следует слегка прогладить.

Натягиваем ткань на раму.

Для начала очень ровно позиционируем ее:

Затем прикрепляем ткань канцелярскими кнопками, делаем это начиная от середины к краям. Важно ткань натягивать очень ровно, чтобы не перекосить ее.

После того как ткань натянута, нам нужно сделать рисунок нашего платка в размер рамы. Можно сделать предварительный эскиз маленького размера, а затем увеличить его до размера платка. Я рисунок делаю без предварительного эскизирования, прямо на большом куске бумаги. Для того, чтобы рисунок был лучше виден, я обвожу его поверх карандаша перманентным маркером.

Затем подкладываем рисунок под ткань таким образом, чтобы он был хорошо виден сквозь нее. Если рисунок находиться слишком низко и не виден, то можно подложить книги или журналы, чтобы он был ближе к ткани.

Когда рисунок размещен под тканью, начинаем наносить резерв.

Наносим резерв тщательно, чтобы не было разрывов, иначе краска потечет. Когда прошли резервом весь рисунок, оставляем его высыхать. Высыхает где то за час. Если время на работу ограничено, то можно ускорить процесс сушки феном.

Когда резерв высох, начинаем непосредственно роспись. Перед тем как наносить краску, нужно смочить раскрашиваемую область чистой водой. Это нужно для того, чтобы краска текла более свободно, а так же для того, чтобы выявить те места, которые плохо пропитал резерв.

Роспись по ткани напоминает акварельную живопись, потому, как в акварели, мы постепенно вплавляем один цвет в другой, добиваясь неповторимых переходов и игры цвета. Я обхожусь без палитры, смешивая краски прямо на ткани. Новичкам такой фокус будет наверное сложен, поэтому советую воспользоваться пластиковой палитрой.

При нанесении краски следует учитывать вид ткани. На различной ткани краска ведет себя по-разному. Она может течь равномерно, либо больше по утку, либо больше по основе.

Наносить краску нужно аккуратно, чтобы не попасть другим цветом на уже прокрашенные области, так как исправить это уже не удасться.

По моей задумке цветы на платке будут светлее фона, я делаю их золотисто — оранжевыми, листья же будут темнее фона,я делаю их красно коричневыми.

Если все таки в некоторых местах резерв был нанесен плохо, и мы этого не заметили при смачивании ткани водой, в этих местах краска протечет на другую область рисунка. Нам этого не нужно, но так как фон предпологаеться довольно таки темным, то протечки можно особо не размывать. Но обязательно эти места вновь пройтись резервом, чтобы цвет темного фона не затек на светлые цветы. Если же вы делаете фон светлым, то как только краска протекла, ее нужно тут же размыть на сколько это возможно и место протечки пройтись резервом.

Постепенно, расписывая небольшие детали, переходим к росписи фоновой области. Необходимо помнить, что большую область нужно писать быстро, не прерываясь, чтобы краска текла равномерно и нигде не высыхала раньше времени, иначе можно получить некрасивые пятна и затеки.

Чтобы добавить интересный эффект «капель», посыпаем мокрую ткань в некоторых местах мочевиной. Мочевина продается в любом садово-огородном магазине. Есть какая то специальная присыпка для подобного эффекта, но стоит конечно на порядок дороже (не знаю как называется). Либо можно вместо мочевины посыпать крупной солью, соль создает «звездочки» более светлого цвета.

И так, мы закончили роспись. Если в каких либо местах цвет не настолько насыщенный как вам хотелось бы, можно добавить цвета, заново смочим нужные участки и усилить контраст.

После высыхания, ткань нужно аккуратно снять с рамы, вынув кнопки.

Рисунок закрепляем при помощи не очень горячего утюга с изнаночной стороны на средней температуре допустимой для даного типа ткани.

После закрепления рисунка, ткань нужно прополоскать в теплой воде с добавлением малого количества мягкого шампуня, это нужно сделать для того, чтобы избавится от жесткости ткани после утюжки.

После того как ткань прополощена и высушена, нужно ее опять прогладить и ровно обрезать в размер, а затем обработать края. Для тех кто не дружит со швейной машинкой, можно отнести платок в ближайшее ателье и за не большую плату вам там обработают край на оверлоке.

Мастер-класс: Платок «Египет» в технике холодного батика

Для начинающих обучение

Воскресенье 10.00 — 14.00

«Холодный батик» (роспись по шелку)

Мастер-класс / 4 астрономических часа / — 1 500 руб.

Записаться можно как на отдельные занятия, заинтересовавшие вас, так и на циклы мастер-классов по телефонам:

©Сергей Давыдов/»Центр Батика Сергея Давыдова» Москва 2021 г.

Все права защищены. Запрещается воспроизводить полностью или частично текст и фотографии, опубликованные на сайте, без письменного разрешения Сергея Давыдова.

Роспись платка в технике холодный батик

Уровень: от 10 лет и старше
Стоимость: 1000 грн (материалы входят в стоимость)
Продолжительность: 2 дня по 6-7 часов
Направление: Батик, Киев
Мастер: Светлана Рыбалка, мастер по батику
г. Ирпень, ул. Соборная 118/19
(098) 109-2954, (067) 660-0858
Отправить сообщение

Информация о мастер-классе:

Результатами участия в МК станет самостоятельно выполненная работа в технике холодного батика на платке из НАТУРАЛЬНОГО ШЕЛКА размером 70х70см

Техника: Холодный батик
Уровень: Новичок

Мастер-класс предназначен для любителей батика и начинающих.

Мастер-класс позволяет людям без подготовки, опыта и специального образования освоить основные художественные приемы росписи шелка в короткий срок.

Предоставляется на выбор несколько готовых эскизов либо можно выполнять по собственному замыслу, но эскизы лучше предварительно согласовать с мастером. Вообще хочется уделить созданию и разработке собственного эскиза специальное время, но этот раздел мы предложим Вам в следующей нашей программе- на КУРСЕ по батику, рассчитанному на 8 занятий.

Во время обучения все материалы для батика (шелк, краски для росписи, резервы, контуры и т.д.) предоставляются!

Вы также получите рекомендации по выбору материалов для росписи шелка и оформлению Ваших работ — все, чтобы продолжать творить и дома — самостоятельно!

Участвуя в мастер-классе по батику, Вы зарабатываете бонусы,которыми сможете воспользоваться для оплаты других программ.

Приглашаем всех с уровнем подготовки от нуля до плюс бесконечности.
!Обратите внимание,что занятия проводятся в помещении детского центра на невысоких столах. Мы сделаем все возможное,чтобы создать вам комфортные условия для творчества

Центр семейного развития «Счастливая семья»

Телефон: (098) 109-2954, (067) 660-0858

г. Ирпень, ул. Соборная (ІІІ Интернационала), 91а

Батик горячий: техника выполнения. Холодный и горячий батик

В наши дни, когда мода меняется каждый день, а любая новинка в самое короткое время становится доступной массе людей, ценится эксклюзивная и необычная одежда. Поэтому мировые дизайнеры трудятся, стараясь придумать новый принт для своих тканей. Их достижения стоят немалых денег и остаются востребованными короткое время, пока во всех магазинах не появятся абсолютно идентичные подделки.

Если вы хотите иметь модную вещицу собственного дизайна – обратите внимание на технику батика.

Батик – это роспись по ткани. Таким способом вы сможете украсить себе блузку, юбку, шарф или любое другое тканевое изделие. Существует холодный и горячий батик.

История техники

Ручная роспись ткани, называемая батиком, известна людям очень давно. Этой техникой пользовались в Японии, Египте, Китае, Африке и на Руси. Местом, где появилась техника, считается Индонезия, остров Ява. Хотя в последнее время археологи находят полотна, раскрашенные в этом стиле еще в древнем Египте и Китае.

До сих пор ученые и археологи ведут споры, когда именно зародилось искусство тканевой росписи. Одни говорят, что данной техникой пользовались в начале нашей эры, другие соотносят ее появление с изобретением «резерва»: так называется прибор для нанесения горячего воска на ткань (14 век). Как бы то ни было, история горячего батика начинается гораздо раньше, чем батика холодного.

Название «батик» впервые встречается в Голландии в 18 веке. Жители острова Ява именовали эту технику «амбатиком».

Яванцы наиболее искусно делают ткани, расписанные в технике «батик горячий». Этот народ подарил миру ткани нереальной красоты, именно на Яве живут самые известные дизайнеры в мире батика.

И это неудивительно. Искусство ручной росписи ткани передавалось яванцами из поколения в поколение, причем каждый род имел свою личную неповторимую технику. Изначально на Яве одежду, расписанную в стиле «горячий батик», могли носить лишь представители «голубых кровей», однако со временем, когда ткань стали расписывать и на продажу, аристократия начала подключать к кропотливой работе и простолюдинов.

В 1835 году в Голландии появилась первая фабрика, производящая полотна расписанные в технике батика.

Холодный батик появился лишь в первой половине ХХ столетия. Изобретен раствор, позволяющий без нагрева наносить резерв на ткань, был в России.

Инструменты и материалы

Если вы решили освоить технику батика, вам могут потребоваться следующие инструменты и материалы.

  • Ткань. Изначально для росписи ткани использовался натуральный шелк. Теперь, когда краски и материалы вышли на новый уровень, для батика подходят и другие тонкие ткани, например батист, штапель, шифон и т. д. Ткань можно использовать метражом или в виде готового изделия.
  • Краски. Краски в технике «батик» имеют немалое значение. Существует большое количество их производителей, как импортных, так и отечественных. По своим свойствам краски делятся на те, которые разводятся исключительно спиртом, и на те, в которые добавляется вода. Главное отличие между ними – способ закрепления. Они могут закрепляться с помощью утюга, горячего пара или воды.
  • Контурный состав. Лучше всего контурный состав брать той же фирмы, что и краска. Обычно они бесцветны, в них добавляется красящий пигмент непосредственно перед нанесением.
  • Рама для батика. Конечно, можно купить специальную раму для росписи ткани, но вы не потратите много времени, если решите сделать ее самостоятельно.
  • Палитра. Нужна для смешивания красок.
  • Пипетки. Нужны для набора краски.
  • Трубочки для холодного батика. С помощью стеклянных трубочек можно проводить тонкие линии на полотне. Их можно купить в специализированном магазине. Однако если вы не можете их найти или не хотите тратить на них деньги – не отчаивайтесь. Можно просто подобрать подходящий инструмент, например, достаточно толстые центографы, изографы, рапидографы, медицинские капельницы, рейсфедеры и т. д.
  • Скотч. Нужен для защиты рамки от краски. Если рама будет испачкана, она может повредить следующую работу.
  • Портновские булавки, степлер – любой предмет для закрепления ткани.
  • Спирт. Нужен для разведения некоторых красок.
  • Кисти для росписи ткани.
  • Соль. Нужна для более быстрого высыхания отдельных участков и получения специфического узора.

    Батик — роспись шёлка. Холодный батик. Платок «Клематисы».

    Холодный батик

    Холодный батик считается более простой техникой, чем батик горячий, так как раствор, ограничивающий краску, наносится без предварительного нагрева.

    Конечно, холодный батик все равно требует сосредоточенности, твердой руки и четкости линий.

    Если кратко описывать ход работы по росписи ткани холодным способом, то вам нужно сделать следующее.

    Ход работы

    • Кусок ткани, который вы собрались расписывать, с помощью кнопок, степлера и т. п. в натянутом виде прикрепляется к раме.
    • Затем специальным карандашом или ручкой наносится рисунок, который вы хотите видеть на вашем полотне.
    • Поверх карандашного наброска наносится резервирующий контур, причем он не должен иметь разрывов. В противном случае краска вылезет за пределы рисунка, и ваша работа будет безнадежно испорчена.
    • Ткань оставляют до высыхания резерва.
    • Кисточками, губками, распылителями раскрашивают рисунок и фон полотна.
    • Когда работа закончена, ее обрабатывают так, как требует того производитель красок. Это нужно для закрепления рисунка. Затем изделие промывают теплой и холодной водой.

    Батик горячий: особенности

    Как было сказано выше, существует два способа нанесения росписи на полотно. Более древняя, натуральная и традиционная ручная роспись ткани называется «горячий батик», техника выполнения которого известна еще древним яванцам, египтянам и китайцам. Смысл данного способа заключается в постепенном нанесении на ткань краски с защитой резервирующим составом отдельных элементов. Причем в качестве резерва используют только натуральные компоненты, которые перед использованием необходимо нагреть.

    Владимирцев научат расписывать платки в технике холодного батика

    Восковой состав изначально наносился с помощью медного ковшика с тоненьким носиком — чантинга, сейчас есть целая куча альтернативных способов нанесения резерва, например, специальные штампы, кисти с жесткой щетиной и т. д.

    На большую поверхность резерв наносится с помощью широкой кисти, а тонкая кисточка и чантинг необходимы для резервирования контура и мелких деталей рисунка.

    Горячий батик, техника выполнения

    • Прежде всего нужно подготовить ткань, выбранную вами для росписи. Для этого замочите ее на полчаса в растворе соды (5 л воды на 1 ч. л. соды). Это нужно для вымывания химических составов, которыми производители обрабатывают ткань.
    • После высыхания ткань закрепляют на раме.
    • Первый, самый светлый слой краски можно нанести до рисования эскиза. Кстати, важно, чтобы изделие пропитывалось краской в последовательности от темного к светлому.
    • Специальным карандашом наносится рисунок. Хотя некоторые советуют, чтобы не травмировать ткань, наносить рисунок не на нее, а на лист бумаги с помощью маркера, который будет виден через полотно.

    Платок с ирисами

    Чтобы вам было легче втянуться в процесс, вы можете сделать платок в технике «горячий батик». Мастер-класс, описанный здесь, поможет вам разобраться в ней.

    Для начала вам нужно запастись соответствующими материалами.

    • Шелковым белым платком или просто куском белого шелка.
    • Рамкой с булавками.
    • Кисточками тонкими и толстыми — для краски и для резерва.
    • Резервом.
    • Розовой, синей, зеленой, желтой красками.
    • Емкостями для разведения краски.
    • Пульверизатором.

    Мастер-класс

    • Вымачиваем ткань в растворе соды.
    • После того как ткань высохнет, натягиваем ее на раму.
    • Разводим синюю краску в двух емкостях: в одной — посветлее (светло-голубой, почти прозрачный), в другой — потемнее (голубой, но немного интенсивнее).
    • Смачиваем ткань водой из пульверизатора и рисуем на ней разводы этими красками.
    • Даем ткани полностью высохнуть.
    • Так как мы будем рисовать в технике «горячий батик» цветы, изображаем на высохшем платке ирисы с длинными листьями.
    • Фон резервируем с помощью воска.
    • Когда воск высохнет, погружаем платок в раствор розовой краски (должны окраситься цветы ириса).
    • Даем работе высохнуть.
    • Покрываем части цветов, которые должны остаться розовыми, воском.
    • Когда воск высох, окунаем платок в слабый раствор зеленой краски.
    • После высыхания краски покрываем части листьев, которые должны остаться светлыми, воском.
    • Когда воск высохнет, кистью закрашиваем части листьев, не покрытые резервом
    • Закрашиваем лепестки ирисов, не покрытых резервом, слаборазведенной синей краской (цвет должен остаться достаточно темным).
    • Закрашиваем ярко-желтой краской пестики цветков.
    • Даем платку высохнуть.
    • С помощью утюга и газет удаляем с изделия воск.
    • Закрепляем краску согласно инструкции (зависит от фирмы-производителя).
    • Промываем изделие сначало в теплой, а затем в холодной воде.

    Вот вы и сделали модный дизайнерский платок в технике «батик горячий».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для души - сайт про рукоделие и поделки