Мастер-класс Окрашиваем ткань с помощью индиго

Окрашиваем ткань с помощью индиго

Индиго — это краситель, который окрашивает ткани, пряжу, волокна во все оттенки синего.

Я очень люблю индиго. Мне кажется, это самый простой краситель, который только может быть!

Анилиновые красители — для их закрепления необходима температура.

Натуральные красители — также долгий процесс, нагревать надо, да еще и протравливать материал хорошо бы.

Индиго — приготовил раствор, окунул материал, вынул и наблюдай, как синеет :) Все!

Конечно, существует множество рецептов окрашивания индиго, можно готовить индиговый куб, который будет еще созревать.

Красим Ткань без Химии. Да, Это Так Просто!

Но мне хочется познакомить вас с самым простым спопсобом окрашивания, где необходим только единственный химикат — дитионит натрия.

И кальцинированная сода — но ее можно приобрести в любом хозяйственном магазине, либо приготовить самостоятельно из обычной пищевой соды.

  • Индиго.
  • Дитионит натрия.
  • Кальцинированная сода.
  • Большая емкость.
  • Перчатки — обязательное условие, иначе будете ходить с синими руками, как иногда у меня бывает :)

Индиго есть натуральный и синтетический. Единственное отличие между ними (кроме того, что натуральный индиго — это натуральный!) — они окрашивают немного в разные оттенки синего.

Натуральный индиго обычно всегда раза в два дороже синтетического.

Натурального индиго в рецептах необходимо в два раза больше чем синтетического.

Мастер класс ГУСЛЯНА КАРТЮШОВА крашение природными красителями

Два преимущества в пользу использования синтетического индиго!

Поэтому я и буду его применять в этом мастер-классе.

Итак, рецепт.

5 гр синтетического индиго.

25 гр дитионита натрия.

50 гр кальцинированной соды.

Обычно этот рецепт рассчитан на 300 гр сухого материала. Но я окрасила этим раствором где-то раза в три больше ткани! Понятно, что окрашивание по насыщенности цвета в конце становится слабее.

Разводим кальцинированную соду в 300 мл кипятка.

Индиго синтетический 5 гр смешиваем с 30 мл теплой воды. Растираем, постепенно добавляя воду — индиго в воде не растворяется.

Берем тазик, в котором будем окрашивать. Лучше для этих целей подходит пластик. Любой ненужный пластмассовый тазик или ведро. Смешиваем в нем раствор соды и индиго. Добавляем кипяток. Нам нужно, чтобы раствор был теплым, но не совсем горячим, около 50-60 градусов.

Насыпаем сверху на воду дитионит натрия. Все химикаты добавляем в воду, а не наоборот.

Перемешиваем все очень аккуратно, без лишних брызг, не следует обогащать раствор кислородом. Оставляем настаиваться около 30-40 минут. Я это делаю сейчас на улице, на солнце, чтобы не уходило тепло. Раствор также можно подогревать немного на плите или добавлять кипяток.

Цвет самого раствора — желто-зеленый. На поверхности видим «знаменитую» бензиновую пленку, которая возникает при окрашивании индиго. Ее постараемся отодвинуть в сторону, просто она может создать пятна на ткани. Хотя, если вы окрашиваете в узелковой технике, вам эти пятнышки ничто не испортят.

Отодвинули пленку и погрузили мокрый, отжатый материал внутрь. Мокрый материал оседает сразу вниз, что нам и нужно. Так как при всплывании материала наверх, на поверхности он сразу начнет оксисляться и получится более темное синее пятно.

Оставляем в растворе на 5-10 минут. Иногда я вытаскиваю практически сразу. Особенно, если раствор совсем свежий.

Окрашивание происходит на воздухе, практически моментально!
Я даже не успела сфотографировать зелено-желтый материал, который вытащила :) Он сразу начал окисляться и становиться синим. Но еще можно разглядеть желто-зеленый цвет :)

Это у меня завязанные белые трикотажные брюки.

Все! Покрасили! Теперь ткань синеет на воздухе. Далее возможны варианты. Если вас устраивает цвет, то дождитесь нужного оттенка и прополаскивайте. Не забывайте, что в мокром виде ткань заметно темнее. При высушивании она светлеет.

Развязав брюки, мне не понравилось большое количество белого, и я опустила снова в раствор индиго, уже полностью развязанные.

Белый цвет стал голубым, а темне оттенки еще чуть потемнели. Внизу фрагмент уже покрашенных брюк. Они с вышивкой, и она тоже прекрасно покрасилась.

Если хотите потемнее оттенок синего, погружаем еще раз, и еще. До тех пор, пока не будете довольны результатом.

Плотное окрашивание ГЕЛЬ-КРАСКОЙ BRONSUN + ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ НА МОДЕЛЯХ

Как только вы увидите, что раствор уже перестал работать и больше не окрашивает, заканчиваем.

Рекомендую заранее подготовить все материалы, что хотите покрасить, так как само окрашивание достаточно быстро. Окрашивать можно также и пряжу, не только ткани и одежду.

Обычно я этим занимаюсь на улице, после вынимания из индиго равешиваю на сушилке.

Ниже на фото результат окрашивания! Всего-то 5 гр индиго :)

Был белый кусок кружева. Очень интересно покрасилось! Прозрачный фон и голубая вышивка.

Кусок какого-то полотна, был неинтересный светло-бежевый цвет, а теперь гораздо лучше!

35. Окрашивание ткани для вышивки в ручную. Лён.

Эксперименты со складыванием хлопка.

Еще эксперименты с завязыванием на хлопке.

Окрашивание индиго — интересный процесс!

При минимизации химикатов можно показывать эти чудеса детям и окрашивать вместе!

Как расписать шарф из шелка в технике складного батика Шибори или Тай-дай

А цвета у окрашенных материалов получаются удивительно чистыми, насыщенность можно регулировать самостоятельно. Пробуйте, это несложно!

Работа с натуральным красителем индиго — мастер-класс.

Вид творчества/техника/стиль: хочется поделится опытом работы с натуральным красителем индиго, извлекаемым из растения индигофера тинктория.

Материалы: индиго натруальное растительное, дитионит натрия, каустическая сода, уксус, вода, посуда нержавеющая.

Время работы: 3 часа, из них 2 часа — минимальное время подготовки ткани или ниток для покраски, и примерно 1 час для работы по окрашиванию материала.

Сложность: с одной стороны, работа настолько проста, что с ней справится и ребенок лет 10, с другой — требуется соблюдать технику безопасности, поэтому поставлю сложность -4.

Начну мастер-класс из далека, из истории.

Краситель индиго известен человечеству еще с древности, примерно 3 тыс. лет до н.э., он издавно ценится за стойкость, яркость и красоту синего цвета. Примерно 120 лет назад появились синтезированные красители, в том числе и синтезированный индиго. История натуральных и синтезированных красителей очень насыщенна событиями, войнами и противостояниями, потому что с одной стороны, люди всегда чутко чувствовали красоту окружающего мира, завораживающую синеву небес, которую научились переносить на ткань с помощью индиго, а с другой стороны, торговля натуральными красителями была прибыльным бизнесом, цвет материи был не просто украшением человека, но и символом статуса и достатка.

Стремление к красоте и прибыли в истории часто конфликтовали друг с другом, местные растительные красители европейских мастеров по покраске, и привезенные из дальних стран, имели разную насыщенность и яркость, и давали мастерам разные торговые преимущества, поэтому красильщики всегда, как могли, противостояли внедрению новых красящих растений, и красящих веществ в свой бизнес.

Наверное, я пишу слишком тяжелым языком? Простите, если можете, господа читатели, и коллеги мастера) Экономико-бухгалтерское образование и опыт работы — это не плюшками баловаться)

Дорогие красители всегда старались заменить дешевыми. Ведь то, что пользуется спросом, рано или поздно, пробуют подделать.

Дорогой шафран, очень стойкий, красивый желто-оранжевый краситель, подделывали и заменяли куркумой, цветами бархацев или ноготков. Правды ради, стоит отметить, что как минимум бархацы дают такой же стойкий и красивый цвет,как и шафран.

Индиго заменяли вайдой красильной. Но вайду можно определить по более пыльному и менее прозрачному синему цвету.

Кошениль и пурпур из раковин молюсков заменяли мареной красильной, хотя этот краситель нельзя назвать подделкой первых двух, так как цвет получается совсем иной.

Набойка по ткани

И вот однажды на арену бизнеса вышли синетические красители.

Последние годы появился инетрес к натуральным красителям. Как определить сырье красителя натурального индиго?

Во первых, натуральный индиго имеет специфический запах тухлятины, или прелых, гниющих листьев, запах не острый и не противныЙ, но отчетливый. Его ни с чем не перепутаешь.

Во вторых, структура у красителя неоднородная, это мелко измельченные кусочки листьев, ну очень мелкие, но по ним видно, что они не одинаковые, как у синтетически-выработанных красителей.

В третьих, индиго вступает в реакцию с дитионитом натрия (Na2 S 2 O4), которым ускоряют процесс естественного брожения индиго. Крашение индиго — очень необычный и чарующий процесс, когда из синего цвета краситель становится зелено-салатовым, а затем на воздухе — синим или голубым.

Вайда в реакцию с дитионитом натрия не вступает. С другой стороны, синтетическое индиго отличается от натурального только отсутствием запаха и полностью однородной структурой, однако он так же как натуральный индиго вступает в реакцию с дитионитом. Однако моим знакомым попадался синтетический индиго непонятного происхождения, и непонятного же состава, который не реагировал ни на дитионит, и непонятно было вообще как с ним работать.

Так же индиго и его подделку можно вычислить по стране происхождения. Натуральный индиго выращивают и производят в Индии, Иране, Ираке, Филипинах, африканских странах. В последние годы индиго пытаются выращивать в Узбекистане, однако этот краситель низкого качества, имеет маловыраженный пыльный голубой цвет, который не становится синее ни при повторе окрасок, ни при увеличении расхода красителя. В Украине индиго не вырашивается, не потому что украинские садоводы плохи, а потому что индигоферра тинктория — тропическое растение, которое и в Узбекистане то растет посредственно, зато на Украине растет замечательно вайда.

Что же еще? Наверное, пора переходить к делу!

В работе важно соблюдать технику безопасности. Индиго не ядовит, по сути это сброженный и ферментированный высушенный сок растения, однако для ускорения реакций брожения используются сильные щелочи, которые могут разьедать кожу рук, слизистые покровы. Поэтому важно работать в перчатках. При реакции индиго, дитионита натрия и каустической соды выделяется тепло и газ, похожий на уксус. Я не химик, но по запаху газ похож именно на него. Поэтому желательно работать в проветриваемом помешении, первичную подготовку индиго желательно делать в респираторе.

Так же в ЖЖ у меня был спор на тему вредности окраски индиго натуральной шерсти и шелка — целочи разьедают эти материалы. Действительно, шелочи разъедают шелк и шерсть, однако крашение идет не так долго, чтобы разъесть все на свете, с другой стороны, индиго красили веками, если бы это была настолько вредно для ткани — мастера бы не красили, потому что покупатели бы не покупали хлипкую и не носкую ткань, а в третьих, никто не отменял закон «красота требует жертв». Например в батике есть техника вытравливания окрашенных частей ткани отбеливателем. Конечно, для ткани это не полезно, но художественный эффект при этом бывает поистине чудесный!))

И в третьих, именно для нейтрализации целочи окрашенную ткань споласкивают в воде, с добавлением уксуса. Одним словом, решайте сами, иметь или не иметь, красить или не красить.

1) Итак, красить индиго можно все натуральное. Шелк, шерсть, вискозу, хлопок, лен, коноплю, джут, а так же смеси этих мастериалов.

2) красить можно ткань, нити, и волокна.

3) расход красителя определяется только весом тех материалов, которые вы красите, и составом материалов. Классический расход красителя, который известен мне — 10% красителя индиго от веса сухого окрашиваемого материала, для материалов шерсть, шелк, хлопок. Производитель рекомендует увеличивать время окрашивания для льна, джута и конопли, или увеличивать пропорцию расхода красителя.

4) перед окраской ткани и нитки необходимо как минимум тщательно намочить, как максимум — постирать, время замачивания ткани — 2 часа.

5) пропорции расхода красителя и химии:

— 10% индиго от веса ткани и ниток,

— 200% дитионита натрия от расхода индиго,

— 100% каустической соды от расхода индиго,

— в 20-30 больше воды, чем вес ткани или ниток, которые мы окрашиваем.

— уксус, или лимонный сок, или алюмокалиевые квасцы — для нейтрализации щелочи. Каустическую соду можно заменить кальцинированнойсодой,пищевой содой .

Шерстиваль. Камала Абдыкадырова. История синего цвета, индиго. Окрашивание вайдой красильной

Итак, перетираем индиго и дитионит натрия, чтобы измельчить все комочки

Добавляем немного воды, еще раз перемешиваем

Добавляем каустическую соду, перемешиваем.

Именно в этот момент в реакции выделается тепло, и газ.

Добавляем еще немного воды, перемешиваем. Вода должна быть температурой 60-80 градусов, но более.

Смесь имеет сине-зеленоватый цвет, легкий запах, на поверхности легкий налет, по принципу масляных пятен на лужах.

При нагревании смеси усиливается запах тухлятины, цвет смеси меняется на салатово-зеленый.

Перегревать смесь не рекомендуется, кипятить не нужно.

У меня было несколько экспериментов по работе с индиго, и я немного меняла технологию, поэтому я выложу наиболее правильные с точки зрения технологии фотографии.

Полученную смесь переливаем в большую посуду, нужного размера, и добавляем необходимое количество горячей воды.

Опускаем приготовленные материалы в раствор, перемешиваем

Смотрим, чтобы материал или нити были полностью пропитаны раствором.

Если все идет правильно, ткань сразу приобретает салатово-зеленый цвет.

Не делайте как я – одевайте перчатки))) После этой покраски я отмывала руки 3 дня))

Далее все просто.

Как покрасить штаны.

Материал выдерживается в красителе в среднем 10 минут. Время окрашивания можно регулировать, в зависимости от того, какой цвет нужно получить.

При первом окрашивании в растворе я иногда уменьшаю время выдержки в красителе,

При повторном окрашивании в этом же растворе, чтобы получить цвет потемнее, цвет выдержки ткани в красителе увеличивается – но это если окрашиваются разные материалы в одном и том же растворе.

А если нужно получить темно-синий цвет, выдерживаем материал в растворе 1-2 раза по 10-15 минут.

Вынимаем материал, расправляем, ждем.

Процесс окисления красителя на воздухе интересно смотреть на этих фото))

Все происходит очень быстро, и поэтому именно в данный момент важно полностью расправить ткань или нитки, а нитки еще и периодически переворошить, перевернуть, чтобы окраска была ровной. Исправить неровную окраску практически невозможно.

Окрашивание ткани в технике батик. Как расписать одежду в технике батик?

Смотрим, нравится ли нам полученный цвет, или нужно потемнее.

Если нужно более темный цвет – повторяем окраску.

Не забываем, что сухой материал светлее мокрого.

Так можно красить что угодно.

Сухие окрашенные пробные материалы разного состава, причем более темные образцы и более светлые образцы окрашены с разными щелочами, и разной пропорцией индиго.

Образцы окрашенных индиго материалов:

Хлопок (еще не дошитая вещь)

Шерсть для валяния

При стирке и валянии индиго чуть-чуть осветляется, но в дальнейшем сохраняет свою насыщенность годами.

Индиго и дитионит натрия можно приобрести у меня)

Мастер-класс: окрашиваем наволочки с помощью техники шибори

Японцы еще в VIII веке придумали окрашивать ткань вручную простым и доступным, но требующим кропотливой работы и вдумчивости способом. В технике шибори, как нигде, можно проявить свою фантазию, а потом украсить плодами своего творчества интерьер. Сегодня вместе разбираемся в тонкостях этой техники.

Что такое шибори?

Шибори переводится как «окрашивание связыванием». Заготовленную белую ткань складывают, сжимают, привязывают к ней деревянные палочки и другие подручные средства, связывают шнурками, лентами, веревками. А затем на какое-то время погружают в краситель, традиционно – цвета индиго.

В результате получается неповторимый узор, как будто вы вручную расписывали ткань акварелью. Овладев искусством шибори, вы сможете окрашивать текстиль. Начать мы советуем с самого простого. Например, с наволочек.

Узелковый батик: мастер класс и техника выполнения с видео

Более 10 столетий насчитывает история самого древнего вида батика – узелкового. Родиной этого искусства считается Индокитай.

А само слово «батик» складывается из двух: «ба» – это ткань, а «тик» – точка (термин взят с языка, которым пользовались на острове Ява). Название возникло вследствие уникальной технологии окрашивания материала, основой которой было применение воска.

Сейчас же батик – это роспись по ткани, воск фактически не используют, а вот вариации структурирования рисунка всякий раз нового усовершенствовались.

Технологию узелкового батика нельзя назвать сложной. Она похожа и на другие направления батика: ткань нужно зарезервировать от попадания на нее красящего состава. Только в конкретной ситуации применим не резервирующий состав, а веревки, нитки, жгуты, с помощью которых можно создавать узлы.

Сначала ткань нужно обмотать, перевязать, сделать на ней узелки, и только потом она опускается в краску. Или же краска наносится на ткань кистью.

Когда процесс окраски будет окончен, перемотанные и перевязанные места останутся непрокрашенными. В результате получится интересный узор, его сложность и красота зависят от того, насколько продумана узелковая техника.

Узелки, к слову, вяжутся как вручную, так и специальными приспособлениями, напоминающими крючки.

Техника выполнения батика несложная. Ее нередко показывают детям, так как такое ручное творчество им очень нравится: как правило, ребята с помощью узелкового батика делают себе радужные банданы.

Чтобы рисунок на ткани получился красивым, ярким, стойким, следует определиться с самой тканью.

Специалисты рекомендуют хлопчатобумажные ткани:

  • бязь;
  • ситец;
  • сатин;
  • тонкое простынное полотно.

Оттенки ткани предпочтительнее белые или светлые. Хорошо, если материал будет однотонным, с редким набивным рисунком вроде горошка или полоски.

Не секрет, что ручное творчество всегда склоняется к экономии, потому ничего предосудительного в применении тканей, бывших в употреблении, нет.

Здорово смотрятся впоследствии работы в технике узелкового батика, ткани которых предварительно выгорели на солнце, утратили свою яркость.

И только когда опыт в технологии окрашивания ткани уверенный, достаточный для усложнения техники, можно приступить к преображению натурального шелка, вискозы, чистой шерсти. А вот синтетическая ткань для батика не используется. Даже ткань с вкраплениями синтетики не подойдет. Эти материалы требуют принципиально иной техники работы, схемы и красители будут другие.

Шерстиваль. Камала Абдыкадырова. История синего цвета, индиго. Окрашивание вайдой красильной

Если не знать этих правил, рисунок может получиться нечетким, размытым. Анилиновые красители не справляются с синтетическими волокнами, отсюда и такой результат.

Анилиновые красители – вот основной «участник» батика. Они используются для окрашивания х/б тканей. Почти в любом магазине товаров для творчества можно найти довольно широкую палитру этих красителей. Но многие любители батика не ищут легких путей, делают красители самостоятельно.

Это возможно – вспомните, какой оттенок дает луковая шелуха или крапива. Натуральные красители, безусловно, экологичнее, чем и привлекают современных почитателей батика.

Примеры растительных красителей:

  • красный – зверобой, крушина и боярышник;
  • желтый – картофель и орешник;
  • зеленый – крапива и манжетка;
  • оранжевый – чистотел;
  • голубой – голубика;
  • фиолетовый – черника;
  • синий – цветы иван-да-марьи.

Начинать можно и с промышленных красителей, а когда появится уверенность, пробуйте получать краски сами: у вас получится творческий натурпродукт.

Основной инструмент, который помогает сделать узелки – тонкий шнур или прочная, достаточной надежности нить. Они должны подготовить ткань к окраске. Из вспомогательного состава следует отметить:

  • яичную скорлупу;
  • мелкие камушки;
  • древесные щепки;
  • ровные маленькие дощечки;
  • прищепки бельевые;
  • пробки;
  • крышки и другое.

Окрашивание ткани чаем

Все эти подручные средства помогают создать на ткани уникальный рисунок. Вы можете не ограничиваться предложенным списком, а придумать свои штампы, авторские. Кто-то использует детские заколки, кто-то колпачки от фломастеров и ручек, кто-то резинки-пружинки.

И также обязательно понадобится вам посуда, где будет осуществляться самое интересное в узелковом батике.

Это должна быть емкость из стекла или керамики (в ней будут разводиться краски), эмалированная кастрюля (в ней происходит само окрашивание), емкость для последующего ополаскивания ткани, пластмассовая бутылка для хранения красителя. Нужна и стандартная деревянная лопатка, которой вы будете помешивать ткань.

Наличие особенных навыков, художественного образования и даже простого умения рисовать – совсем не обязательно.

Принцип узелкового батика: каждый кусочек ткани, который не окрасился, завязывается так, чтобы в узелок краска не попала. Для этого и нужны прищепки, зажимы, шнуры.

Они и делают то, что в батике называется резервированием ткани. Ткань можно закручивать, складывать, зашивать, подгибать.

Таким способом резервирования и последующего окрашивания можно делать салфетки, скатерти, одежду, платки, банданы, парео.

Следующий этап – окрашивание может быть двух видов.

  • Окрашивание кистью. Заготовку с узелками помещают в не очень глубокую емкость, после чего наносят на нее небольшое количество красителя. Если используете несколько цветов, наносите их поочередно. Но учтите, что соседние цвета часто смешиваются, получается новый оттенок (не всегда красивый). Потому продумывайте, чем и как, в какой последовательности вы красите.
  • Окрашивание погружное. Без кисти вы просто окунаете ткань в емкость с разведенной краской. Так обычно проводят многоцветное окрашивание. Процесс поступательный, небыстрый.

Многоцветное окрашивание будет более сложным. На натянутой ткани мастер ставит кляксы, делает полосы и различные пятна, претендующие на художественность. И после высыхания на ткани завязывают узлы, маленькие и большие, после чего ткань погружают в краску более темного оттенка, нежели использовался до этого. Процедура повторяется несколько раз.

Есть вариант использования красок «под утюг». Работа сначала высушивается, потом освобождается от узелков, проутюживается с обратной стороны.

Затем ее следует хорошенько прополоскать в чистой воде, таким образом удаляются остатки красителя.

Если используются парозакрепляемые красители, ткань также освобождается от узелков, роспись фиксируется паром. Изделие также следует прополоскать, высушить, проутюжить.

Если вы применяете анилиновый краситель и погружной способ, есть возможность закрепить краситель сразу. Его разводят горячей водой в посуде, которую можно нагревать.

Эта вода должна вся покрывать ткань даже после кипячения, потому воды берется 3-4 л на 100 г ткани (в сухом состоянии). Заготовка кладется в посуду и кипятится на не очень большом огне.

Хлопок кипятят минут 20, затем его достают, к раствору добавляют 50 г соли, и снова кипят ткань полчаса.

Если красить шелк, процесс не сильно будет отличаться, но только вместо соли, в ход идет уксус. Ткань нужно оставить в растворе до той поры, пока его температура не опустится до 50 градусов.

Окрашивание ткани натуральным красителем в розовый цвет

Затем ткань промывают в теплой воде, потом в холодной. Лишь на этом этапе развязываются узелки, и ткань снова промывается. Утюжат ткань еще влажной, чтобы складки от узлов ушли без проблем.

Если вы все сделаете именно так, в повторной фиксации цвета не будет необходимости.

Узелковый батик – не самая капризная техника, она прекрасно сочетается с другими (с холодным и горячим батиком). Зачастую мастера используют ее в качестве основы для цветочного мотива, который далее прорабатывают уже в технике холодного батика.

В технике необязательно использовать весь отрез, а лишь его часть. Пока вы кипятите материал, один его край можно оставить непрокрашенным, удобным способом закрепив его над посудой для кипячения. Так, переход от цветной части к неокрашенной будет естественным.

А далее можете вручную расписать неокрашенный фрагмент.

Те, кто в советские годы, «варил» джинсы, понимает, как с помощью узелков и кипячения можно добиться уникального дизайна одежды. Попробуйте узелковый батик, вам понравится!

В следующем видео вас ждет мастер-класс по узелковому батику (узор «спираль»).

Узелковый батик для начинающих

13 апреля 2022 , раздел — Рукоделие

Существует множество способов – сложных и простых — как раскрасить шелк. В этом уроке вы научитесь расписывать ткань при помощи узелков, использовать соль и силиконовые штампы.

Цвета красок смешаются между собой, соль оставит светлые следы, а силиконовые штампы помогут создать более четкий тон. Именно в данной статье вы узнаете, как делается узелковый батик для начинающих.

  • Использование силиконовых штампов — это еще один способ украшать самые разные поверхности красивыми оригинальными рисунками и орнаментами, особенно эта техника подходит для начинающих мастеров.
  • Если же вы хотите декорировать шелк или другую ткань, делайте штампы контурными красками или смешайте обычные краски для шелка с загустителем — иначе они будут слишком жидкие и разольются.
  • При помощи такой техники вы смело сможете украсить абсолютно любой предмет интерьера: расписать шторы, плафон для светильника, сделать чехол для подушек и, в конце концов, расписать нарядное шелковое платье или блузу.

Материалы для узелкового батика

Для того чтобы сделать узелковый батик вам понадобятся материалы:

  • Лоскут шелка (или любой другой ткани).
  • Краски для шелка нескольких цветов.
  • Прозрачные и золотистые контурные, краски для шелка.
  • Широкая кисточка.
  • Набор силиконовых штампов.
  • Акриловая основа для штампа.
  • Соль.
  • Иголка и нитка.

Если же вы впервые столкнулись с такой работой, как батик, тогда перед ее выполнением ознакомьтесь с техникой росписи для начинающих.

Как подготовить ткань к узелковому батику

Отрежьте кусок шелка нужного размера. Перед покраской постирайте и погладьте его.

Как и чем я крашу равномерку. Мой процесс и результаты:)

Решите, сколько цветов вы будете использовать, и разделите ткань на такое же количество полосок. На том месте, где сольются два цвета, завяжите маленький узелок, если вы хотите, чтобы переход был плавным, тогда это место сметайте с помощью иголки и нитки.

Затем стяните, закрепите нитку узелком, чтобы она не «убежала».

Так стяните весь шелк (или любую другую ткань). Далее растяните полиэтилен или другой скользящий материал.

Стянутые места негусто намажьте прозрачными контурными красками — здесь останутся небольшие белые пространства. Когда контурные краски высохнут, кисточкой наносите обычные краски для шелка. Для каждого цвета используйте свою чистую и сухую кисть.

Покрывайте ткань одним цветом до стянутого места. Поднимите складки и убедитесь, все ли вы прокрасили.

Выкрасив полоску одного цвета, сразу же наносите и другой цвет — краски смешаются, и цвета удивительным образом перейдут один в другой. Эта техника батика для начинающих просто идеальна. Не правда ли?

На мокрую краску посыпьте крупную соль и оставьте. Стряхнете ее, когда краска высохнет. Чем больше соли насыплете, тем сильнее она обесцветит ткань.

Когда краски высохнут, развяжите их и вытащите нитки, стряхните соль, расправьте ткань и зафиксируйте краску утюгом с обеих сторон.

Установите режим для своей ткани, каждую сторону проглаживайте через хлопковую ткань около 5 минут.

Через 48 часов выстирайте батик мастер класс, которого подскажет, как это сделать. Итак, шелк сполосните в чуть теплой воде.

Не удивляйтесь, что вода изменит цвет, а сама ткань станет светлее — эго характерно для красок, которые закрепляются не паром, а утюгом. Погладьте шелк (ткань можете гладить влажной).

Штамп для узелкового батика своими руками

С помощью силиконовых штампов для батика и золотистых контурных красок для ткани придайте рисунку игривости.

Для начала снимите штамп с пластика производителя. Чтобы штамп красиво отпечатался, прикрепите его к твердой основе — акриловому блоку.

Как окрасить ткань луковой шелухой

Покрасьте штамп густыми золотистыми контурными красками для шелка. Не берите краски слишком много – иначе рисунок сольется.

Переверните — штамп и аккуратно приложите его к шелку в желаемом месте. Надавите. Снимите штамп, таким образом, вы можете украсить всю ткань. Перед каждым отпечатыванием намазывайте штамп контурными красками.

Таки образом, наш узелковый батик мастер класс, которого достаточно прост, как вы уже успели убедиться, готов! Теперь приступайте к созданию вещей, которые вы задумали сделать.

Техника узелкового батика

Узелковый батик встречается в культуре многих народов.

Узор получают путем завязывания узелков из самой ткани, при обвязывании ее прочной ниткой, или же при завязывании небольших предметов в нее, таких как ракушки, гладкие камешки, бусины, пуговицы.

Краска на проникает на те участки, которые находятся под слоем ниток или в узелке. Этот процесс можно сравнить в какой-то степени с резервированием, т.к. узлы предотвращают окрашивание в том месте, где они находятся.

Узелковый батик в Африке

В Африке для окрашивания часто используют сукно, сотканное из пальмового сырья. Волокна пальмы рафии используют для завязывания узелков. В качестве красителя часто используется индиго или вещество, добываемое из орехов кола.

Узелковый батик в Индии

В Индии узелковое крашение называется бандхани. Это обозначение используется не только для способа окрашивания, но и для названия готовых изделий.

Традиционно окрашивают хлопок и шелк. Отрез размечают по трафарету, а затем завязывают на нем маленькие узелки. С готового изделия узелки не удаляются, чтобы доказать подлинность ручной работы.

Процесс работы в технике узелкового батика

Подготовка ткани

Процесс росписи или окрашивания в любой из техник батика включает в себя подготовительный этап. Материал нужно обезжирить и удалить аппретирующие вещества, для этого его стирают с небольшим количеством моющего средства. Это обеспечивает усадку, которая в любом случае произойдет при фиксации утюгом или паром.

Так, например, атлас может дать усадку приблизительно 5 см/м, а крепдешин 3,5-5 см/м по основе. По утку этот показатель составляет в среднем 2 см/м.

Завязывание узелков

Затем переходим к основному этапу. Узелки завязывают в произвольном, либо в определенном порядке, что зависит от замысла художника. Но нужно учитывать, что результат окрашивания нельзя предсказать на 100%. Окончательный рисунок зависит и от того как сильно завязаны нитки и от насыщенности цвета.

Лучше использовать суровые нити из натуральных волокон потому что они, в отличии от синтетических, не пропускают краску и защищают поверхность материала от окрашивания. Чтобы узлы были завязаны очень туго, после смачивания нитку можно подтянуть снова, либо завязать узелки на уже влажной ткани.

Узоры и эффекты в узелковой технике

Этот вид батика позволяет получить различный рисунок, от концентрических кругов до маленьких кружочков. Звездчатый рисунок создают при помощи мелких предметов, а мраморный эффект достигается если произвольно смятый отрез туго обмотать нитками в разных направлениях.

Интересный эффект достигается при использовании сетки. Помещенную в сетку ткань туго затягивают так, чтобы она пережималась со всех сторон и «выдавливалась» через ячейки, а затем переходят к окрашиванию.

Окрашивание ткани

Узелковая техника позволяет производить окрашивание разными способами:

  • Окрашивание кисточкой. Для этого заготовку с узлами размещают в неглубокой емкости, а затем наносят необходимое количество красителя. Можно использовать несколько цветов, нанося их один за другим. Следует учитывать, что соседние цвета могут смешаться и дать новый оттенок.
  • Окрашивание погружным способом. При таком способе также можно производить многоцветное окрашивание.

Многоцветное окрашивание

  1. На натянутой ткани рисуют различные полосы, пятна, кляксы. После высыхания на ней завязывают узелки и погружают в краситель более темного оттенка, чем использовали до этого.
  2. На отрезе завязывают узелки и погружают в емкость с самым светлым цветом.

Затем, не развязывая узлов, заготовку просушивают и завязывают новые узлы на свободном месте.

  • После этого работу снова погружают в раствор красителя более насыщенного оттенка или более темного цвета, чем предыдущий.
  • Процедуру можно повторить несколько раз.

    Таким образом мы получаем материал того цвета, который использовали последним, а под узелками у нас сохранятся изначальные цвета.

    Закрепление красителя

    При использовании красок «под утюг», работу сначала высушивают, затем освобождают ее от узелков и проутюживают с изнаночной стороны. После чего ее нужно прополоскать в чистой воде, удалив излишки красителя.

    Окрашивание ткани канвы вышивка крестиком мастер-класс/ Dyeing fabric tutorial cross stitch

    При использовании парозакрепляемых красителей также нужно освободить ткань от узелков и зафиксировать роспись при помощи пара. После чего изделие нужно прополоскать и проутюжить.

    При использовании анилина при погружном способе окрашивания его можно закрепить сразу. Для этого краситель разводят горячей водой (40º-50º С) в емкости, которую затем можно будет нагревать. Жидкость должна полностью покрывать работу даже после кипячения, поэтому ее количество берут из расчета 3-4 литра на 100 гр сухой ткани. Заготовку помещают в емкость и на небольшом огне кипятят.

    Хлопок нужно кипятить 20 мин, после его вынимают, добавляют к раствору соль (около 50 гр на 4-5 л раствора), а затем продолжают кипятить заготовку еще 30 мин.

    При окрашивании шелка процесс значительно не отличается, но вместо соли добавляю уксус (120-150 гр на тот же объем).

    Ткань оставляют в растворе до тех пор, пока его температура не опустится примерно до 50º С. Затем её последовательно промывают в теплой (около 40º С), потом холодной воде, освобождают от узлов и снова промывают. Ткань проутюживают еще влажной, чтобы удалить складки от узлов. Такой способ окрашивания позволяет избежать повторной фиксации.

    Сочетание узелкового батика с другими техниками

    Узелковый батик можно сочетать с другими техниками — с холодным или горячим батиком. Часто узелковая техника является базой для цветочного мотива, который в дальнейшем прорабатывается в технике холодного батика.

    В этой технике можно окрашивать не весь отрез, а только часть. В процессе кипячения можно оставить один край не окрашенным, закрепив его над емкостью с красителем. В результате переход от цветной части к неокрашенной получится мягким. Затем на неокрашенном участке можно выполнить роспись в любой технике.

    Использование узелкового батика

    Узелковый батик – техника, не сложная в исполнении, которая позволяет в короткий срок создать эксклюзивный принт, применимый для одежды или интерьера. Кроме того, эту технику можно использовать при окрашивании отшитых предметов одежды. Так, например, часто можно увидеть футболки, окрашенные в этой технике.

    Шарф в технике холодный батик своими руками – мастер-класс с фото — Идеи для праздников

    И так, рисуем платок в технике холодного батика.

    Ткань — креп-сатин, белого цвета, размер приблизительно метр на метр. Ткань берем с запасом, т. е. готовое изделие будет где то 90х90 см.

    • Резерв — прозрачный фирмы Гамма
    • Краски — акриловые для шелка Silk, Гамма
    • Стеклянная трубочка для резерва
    • Тряпка, для удаления капли резерва с трубочки, и для сушки кистей.
    • Кисти — 3 беличьих кисти разного размера, №5 для мелких деталей, №12 для заливки крупных деталей, №24 плоская кисть для фона.
    • Карандаш, большой лист бумаги для рисунка, маркер для обводки рисунка.
    • Деревянная рама, или подрамник (я использую раздвижную раму)

    Перед тем как натягивать ткань на раму, ее следует промыть в легком мыльном растворе, для того, чтобы смыть заводскую обработку ткани, потому как если ее не промыть, краска будет плохо растекаться. После высыхания ткани, ее следует слегка прогладить.

    Натягиваем ткань на раму.

    Для начала очень ровно позиционируем ее:

    Затем прикрепляем ткань канцелярскими кнопками, делаем это начиная от середины к краям. Важно ткань натягивать очень ровно, чтобы не перекосить ее.

    После того как ткань натянута, нам нужно сделать рисунок нашего платка в размер рамы. Можно сделать предварительный эскиз маленького размера, а затем увеличить его до размера платка. Я рисунок делаю без предварительного эскизирования, прямо на большом куске бумаги. Для того, чтобы рисунок был лучше виден, я обвожу его поверх карандаша перманентным маркером.

    Затем подкладываем рисунок под ткань таким образом, чтобы он был хорошо виден сквозь нее. Если рисунок находиться слишком низко и не виден, то можно подложить книги или журналы, чтобы он был ближе к ткани.

    Когда рисунок размещен под тканью, начинаем наносить резерв.

    Наносим резерв тщательно, чтобы не было разрывов, иначе краска потечет. Когда прошли резервом весь рисунок, оставляем его высыхать. Высыхает где то за час. Если время на работу ограничено, то можно ускорить процесс сушки феном.

    Окрашивание ткани натуральными красителями

    Когда резерв высох, начинаем непосредственно роспись. Перед тем как наносить краску, нужно смочить раскрашиваемую область чистой водой. Это нужно для того, чтобы краска текла более свободно, а так же для того, чтобы выявить те места, которые плохо пропитал резерв.

    Как окрасить ткань растворимым кофе

    Роспись по ткани напоминает акварельную живопись, потому, как в акварели, мы постепенно вплавляем один цвет в другой, добиваясь неповторимых переходов и игры цвета. Я обхожусь без палитры, смешивая краски прямо на ткани. Новичкам такой фокус будет наверное сложен, поэтому советую воспользоваться пластиковой палитрой.

    При нанесении краски следует учитывать вид ткани. На различной ткани краска ведет себя по-разному. Она может течь равномерно, либо больше по утку, либо больше по основе.

    Наносить краску нужно аккуратно, чтобы не попасть другим цветом на уже прокрашенные области, так как исправить это уже не удасться.

    По моей задумке цветы на платке будут светлее фона, я делаю их золотисто — оранжевыми, листья же будут темнее фона,я делаю их красно коричневыми.

    Если все таки в некоторых местах резерв был нанесен плохо, и мы этого не заметили при смачивании ткани водой, в этих местах краска протечет на другую область рисунка.

    Нам этого не нужно, но так как фон предпологаеться довольно таки темным, то протечки можно особо не размывать. Но обязательно эти места вновь пройтись резервом, чтобы цвет темного фона не затек на светлые цветы.

    Если же вы делаете фон светлым, то как только краска протекла, ее нужно тут же размыть на сколько это возможно и место протечки пройтись резервом.

    Постепенно, расписывая небольшие детали, переходим к росписи фоновой области. Необходимо помнить, что большую область нужно писать быстро, не прерываясь, чтобы краска текла равномерно и нигде не высыхала раньше времени, иначе можно получить некрасивые пятна и затеки.

    Чтобы добавить интересный эффект «капель», посыпаем мокрую ткань в некоторых местах мочевиной. Мочевина продается в любом садово-огородном магазине. Есть какая то специальная присыпка для подобного эффекта, но стоит конечно на порядок дороже (не знаю как называется). Либо можно вместо мочевины посыпать крупной солью, соль создает «звездочки» более светлого цвета.

    Мастер класс «Экопринт на ткани своими руками».

    И так, мы закончили роспись. Если в каких либо местах цвет не настолько насыщенный как вам хотелось бы, можно добавить цвета, заново смочим нужные участки и усилить контраст.

    После высыхания, ткань нужно аккуратно снять с рамы, вынув кнопки.

    Рисунок закрепляем при помощи не очень горячего утюга с изнаночной стороны на средней температуре допустимой для даного типа ткани.

    После закрепления рисунка, ткань нужно прополоскать в теплой воде с добавлением малого количества мягкого шампуня, это нужно сделать для того, чтобы избавится от жесткости ткани после утюжки.

    Мастер-класс по батику. Роспись шелкового платка в технике узелкового батика Шибори.

    После того как ткань прополощена и высушена, нужно ее опять прогладить и ровно обрезать в размер, а затем обработать края. Для тех кто не дружит со швейной машинкой, можно отнести платок в ближайшее ателье и за не большую плату вам там обработают край на оверлоке.

    1. И вот наш платок готов!
    2. Тэг: Батик
    3. Источник:

    Квилтинг: основные понятия, мастер-классы и схемы

    Квилтинг – особая техника шитья из лоскутов, которая предполагает создание предметов одежды, аксессуаров, картин, поделок или постельных принадлежностей стеганого типа, основанных на 2 или более слоях. По мнению американцев, их народ – основоположник этого творчества. Еще на первых этапах развития квилтинга многие женщины собирались группами для того, чтобы заниматься этим видом рукоделия. Большинство из них делали стеганые изделия в подарок. Так, например, матери дарили своим сыновьям на 25 день рождения «Квилт свободы».

    Квилтинг – особая техника шитья из лоскутов

    Техника квилтинга

    Квилтинг подразумевает под собой создание тканевого полотна из двух слоев: лицевого и обратного. Между двумя слоями обычно прокладывается слой синтепона, который создает эффект объемности. Лицевая сторона выполняется из тщательно подобранного однотонного полотна или лоскутов цветной ткани. Изнанка может быть изготовлена из остаточных материалов или из однотонной ткани. Если у рукодельницы есть большое количество свободного времени, изнанку также можно сделать из цветных лоскутков.

    Создание дополнительных фактур и рисунков достигается с помощью стежек, которые могут выполняться вручную или на швейной машинке.

    Создание дополнительных фактур и рисунков достигается с помощью стежек

    Для правильного выполнения машинных стежек существует несколько рекомендаций:

    1. Для их разметки следует пользоваться булавками, а не черновыми нитями.
    2. Если стежка делается на швейной машине, материала нужно брать такое количество, которое помещается под лапкой, затем его следует закрепить с помощью зажимов и булавок.
    3. При выполнении стежки нельзя оставлять ткань, свисающей на колени, лучше ее положить на специально отведенное место-подставку.
    4. Перед созданием первого шва требуется четко определить середину изделия. Именно из этой точки необходимо начинать работу, постепенно перемещаясь к краям.
    5. Те участки, которые больше всего заполнены стежками, прострачиваются в самом конце.
    6. Для закрепления работы ее требуется обработать коротким швом, выполненным назад, нитяной оставшийся хвостик следует спрятать под выполненный стежок.

    Галерея: квилтинг (25 фото)

    Лоскутное рукоделие: узоры, стежки, строчки

    Существует различные виды стежек, которые активно используются в квилтинге для создания узоров и строчек:

    • прямая требует выполнения на швейной машине. Для этого ткань раскладывается, слегка придерживается с краев, затем лапка опускается, и начало работы закрепляется с помощью прошивания на одном месте. Затем прямой шов ведется относительно рисунка;
    • чтобы сделать стежку по контуру, от швов необходимо отступить 7 миллиметров, а затем обработать их. Подобные стежки дают возможность ярко выявить контур рисунка;
    • прием шов в шов может быть выполнен как на машинке, так и вручную. Техника заключается в наложении на шов повторных стежек;
    • стеганая решетка являет собой группу геометрических фигур – квадратов, которые складывают собой решетку из одинаковых форм;
    • криволинейная – ряд линейных повторений, служащие для заполнения фонового пространства, создает красивые причудливые узоры;
    • свободной и пунктирной стежкой выполняются сложные рисунки.

    Пунктирная стежка может быть направлена в разные стороны штрихами различной длины.

    Пэчворк против квилтинга (видео)

    Квилтинг и пэчворк: есть ли разница?

    Квилтинг и пэчворк – виды творчества, позволяющие создать разнообразные объекты из лоскутков ткани. Однако эти техники имеют множество различий.

    Так, например, пэчворк являет собой технику, заключающуюся в сшивании цветных лоскутков ткани или вязания в единое полотно. А квилтинг отвечает за разработку изделий стеганого типа с количеством слоев, превышающим 2, имеющих декоративную лицевую часть, выполненную при помощи различных приемов шитья.

    Также стоит отметить, что пэчворк – отдельная техника рукоделия, имеющая свои собственные приемы, а квилтинг сочетает в себе несколько швейных техник. То есть пэчворк имеет более узкую направленность.

    Мастер-класс Нины Кольцовой по окрашиванию растениями футболки

    С помощью пэчворка можно создать интересные лоскутные яркие полотна. Причем для получения определенного результата существует несколько методик, описывающих последовательность сшивания кусочков. В квилтинге созданное лоскутное полотно может дополнять аппликация в форме пришивания дополнительных элементов, вышивка, выполненная с помощью стежек и узоров, соединяющая все слои предмета.

    Остальные различия техник представлены в таблице.

    Сделанные предметы могут быть лишены объемности.

    Готовые изделия получаются мягкими и воздушными из-за наличия дополнительной прослойки.

    Может относиться к шитью, вязанию.

    Относится только к шитью.

    Изготавливается только полотно из лоскутных фрагментов.

    Выстегивание – обязательный этап после создания лоскутного полотна.

    Японский и американский квилтинг: разница

    Квилтинг в различных странах имеет свои национальные особенности. Так, например, японский квилтинг отличается от американского несколькими чертами.

    В одном изделии происходит сочетание лоскутного шитья, ручной росписи, аппликации, вышивки сашико.

    Техника по своему богатству уступает японской.

    Может изготавливаться как вручную, так и на швейной машинке.

    Шедевры японского арт-квилтинга создаются с помощью определенных цветовых схем. Морская бездна состоит из серого, серо-коричневого, белого цвета, а также оттенка индиго. Воспоминание об осеннем пейзаже – полынный, золотой, красный, терракотовый.

    Используются яркие цвета и геометрические узоры.

    В остальном эти виды квилтинга имеют сходные черты.

    Квилтинг на швейной машинке: мастер-класс

    Для того чтобы познакомить начинающих рукодельниц с техникой квилтинга, можно использовать мастер-класс по созданию стеганых изделий на швейной машинке.

    Для исполнения понадобится:

    • почищенная машинка комнатной температуры;
    • острая игла для квилтинга: для ниток из хлопка 30-40 размера подойдет 70-ая игла, а для металлизированных нитей – иглы для вышивания;
    • лоскутное изделие;
    • нити;
    • игла для квилтинга.

    Для того чтобы познакомить начинающих рукодельниц с техникой квилтинга, можно использовать мастер-класс по созданию стеганых изделий на швейной машинке

    Чтобы получить качественные квилтинговые изделия, необходимо придерживаться нескольких рекомендаций:

    1. Работу машинки необходимо проверить сначала на образце, а затем начинать прошивать само изделие.
    2. Слои между собой следует скрепить с помощью безопасных булавок или растворимых нитей. В противном случае, при прошивании узора, лапка может зацепиться на вспомогательный элемент и исказить строчки.
    3. Лучшим вариантом является прошивание ткани с помощью ее автоматической подачи и специальной лапки-транспортера для этого. Работу необходимо начинать с середины изделия, прошив все строчки, двигающиеся вправо.
    4. Далее следует повернуть работу влево. Шить вверх или вниз нельзя, так как такой шов может стать причиной диагонального перекоса. Начинать строчки можно с прошивания на месте, а заканчивать – обратным швом.
    5. Шить требуется исключительно по шовным линиям стачивания элементов дизайна рукоделия и только с лоскутной стороны.
    6. Если необходимо выполнить своими руками сетку из прямых линий, можно воспользоваться скотчем.
    7. Линии-дуги прошиваются на машинке с помощью подачи ткани под лапку.

    Технология шитья

    Машинный квилтинг можно создать с помощью следующей пошаговой инструкции.

    1. Натяжение верхней нити ослабляется для того, чтобы исключить выглядывание нижней нитки на лицевой части полотна.
    2. В машинку вставляется лапка для штопки, либо она вообще снимается. Если работа ведется при отсутствии лапки, необходимо убедиться в том, что рычаг ее подъема находится в опущенном состоянии.
    3. Далее работа натягивается на пяльцы (также может быть использована деревянная рама), а затем укладывается под иглу вниз той стороной, где натянут материал.
    4. Длина и ширина стежка ставится на отметке 0.
    5. Иглой нижняя нитка вводится на лицевую сторону поделки.
    6. Для того чтобы исключить путаницу нитей при создании строчки, их следует придерживать позади иглы.

    Далее следует изучить технология создания строчек на ткани с помощью упражнений:

    • выполнение повторяющейся буквы «е» на ткани с заранее нарисованной сеткой на ней;
    • шитье сетки;
    • «бешеный завиток», заключающийся в изображении беспорядочных округлых элементов;
    • вышивание кругов, извилин;
    • усложнить задачу можно, вышивая перья, ракушки или листья;
    • после того как фигуры приобретут ровные очертания и правильную форму, необходимо начинать работать без сетки.

    После того как мастерство было отточено на маленьких кусочках ткани, можно приступать к оформлению больших полотен. Оптимальным для них вариантом служит рисование крупных пустых форм, которые в дальнейшем будут заполняться узорами. Не стоит забывать, что квилтинговое рукоделие основывается не только на умении вышивать, но и на взаимодействии контрастов плотности вышивки.

    Квилтинг: схемы

    Какие бывают схемы квилтингового шитья? Для стимулирования собственного вдохновения перед работой нужно изучить базовые схемы, лежащие в основе квилтингового творчества:

    • звезда Огайо;
    • песочные часы;
    • шитье квадратами;
    • американская загадка;
    • масленка;
    • карусель;
    • вихрь Вирджинии;
    • карточный фокус;
    • английский парк;
    • русский квадрат;
    • загадка Соломона;
    • бревенчатый домик.

    Квилтинг: мастер-класс (видео)

    У квилтер-мастериц постоянно рождаются новые идеи, которые они реализуют в своих работах и произведениях искусства, а значит, список базовых схем постоянно пополняется авторскими. Например, интересным вариантом является схема «Дартс», которая являет собой треугольники, составляющие окружность в середине изделия и развивающиеся в несколько слоев трапеций, увеличивающихся в размере. Также интересно смотрятся одеяла, в которых совмещаются пятиугольники и восьмиугольники. Стоит учесть, что заключительным этапом поделки, создающим ощущение эстетичности и дороговизны, служит вышивка с помощью различных стежек.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для души - сайт про рукоделие и поделки