Мастер-класс Обжиг керамики в дровяной печи. Часть1

Обжиг керамики в дровяной печи. Часть1

Обжиг в дровяной печи. Часть 1

�� Обжиг керамики Отличия печей Дрова Газ Электричество Александр Заборских Волшебство керамики

Нашла очень хорошие мастер-классы об обжиге в муфельных печах, о том, как эти печи изготовить самостоятельно и т.д. Но это абсолютно мне не подошло. Живу я в садоводстве в Крыму. У нас не очень хорошее электричество — недостаточно напряжения, скачки и т.д. Кроме того, я сама печь не изготовлю, а готовую покупать слишком дорого. Поэтому обжиг в дровяной печи это вынужденная мера.
Прошерстив интернет, я поняла, что информации об обжиге на дровах недостаточно. Пришлось самой набираться опыта путем проб и ошибок.

В чатах о гончарном деле указали контрольную температуру, при которой глина превращается в камень — 1000 градусов. Дрова такую температуру не дадут.

Была информация об обжиге в духовке, но это подходит для бусин. Провела эксперимент — не удовлетворительно. Не смогла обжечь даже очень мелкую и тонкостенную вещь. Просто подсушить можно. Подойдет для детского творчества. Нужно только потом покрыть двумя слоями ПВА, разведенного водой 1х1. Покрывать нужно снаружи и изнутри. Это позволит глине не впитывать лишнюю влагу.

Итак. Мы вплотную подошли к обжигу на дровах.
1. Для обжига глины нужна высокая температура. А мы из школьной программы по физике знаем, что максимальная температура у пламени в верхней ее части. Поэтому изделия необходимо разместить на высоте 20—30 см от горящих поленьев.
2. Глина требует постепенного нагрева и постепенного охлаждения. Для этого мы делаем прослойку в виде железного листа (в моем случае 2 противня из старой плиты, вложенных один в другой) и железной решетки (опять— таки, от старой плиты).

Это должно быть хорошее толстое железо, нержавейка не подходит. В старых плитах было хорошее железо для решеток и противней. Нам, женщинам, это понятнее и проще чем покупать, резать или варить железные листы. Кроме того, железная решетка дает возможность влаге беспрепятственно испаряться из глиняной заготовки. Пробовала разные варианты: то изделие оставалось сырым, то дно расслаивалось.
3. По причине, указанной в пункте 2, мы должны обложить обжигаемые изделия кирпичами. По бокам и сверху. Для этого мы выкладываем кирпичи по периметру, накрываем листом железа (еще один противень), на железо укладываем кирпичи. Это позволит постепенно нагреть изделия и медленно остудить.

Я всю эту конструкцию поместила в кирпичный мангал. Это дало еще дополнительную теплоизоляцию и решило вопрос о дымоходе. Да, в дровяном обжиге есть очень неприятные моменты — дым и копоть. Поэтому такие печи должны быть на улице.

Я видела такие печи, изготовленные из железных бочек, обложенных внутри битым кирпичом. Но мне это не подошло. Маленький размер камеры и недолговечность конструкции. Хочу попробовать соорудить подобную конструкцию из старой газовой плиты. Но это летом, когда мангал будет нужен для шашлыков.

О дровах для обжига.

1.Оказалось это важно. Я пробовала жечь дрова, которые мы покупаем для печки (акация), но изделия не пропеклись (об этом подробнее в другой части статьи). Идеально подошла сосна (я жгла старые рамы и бросовые доски).
2. Обжиг должен длится не менее 4-х часов. При этом должно пылать пламя. В этом есть большое неудобство, т.к. все это время от печи не отойти.
3. В печи одновременно должно находится 2—3 деревяшки, они должны быть длиной на весь поддон. Пламя должно со всех сторон «облизывать» кирпичи. Я не пилю оконные рамы и другие доски, а просто продвигаю их по мере сгорания. Это очень пожароопасно, поэтому вы должны обязательно находится на месте обжига.
4. Я даю остыть изделиям до утра.

Как проверить готовность изделия в Части 2.

Обжиг керамики в дровяной печи. Часть 3

Обжиг керамики в дровяной печи. Часть 3

Сушка.

Перед обжигом изделие необходимо хорошо просушить. Вот несколько основных правил:

Часть 1 — Первый опыт изготовление печи для обжига керамики на 30 литров

1. Сушить на абсолютно горизонтальной твердой повехности. Иначе изделие даст трещину.

2. Нельзя сушить на солнце или около отопительных приборов.

3. Быстрее всего сохнет верх изделия и мелкие детали. Поэтому мы покрываем, по мере подсыхания, части изделия полиэтиленовыми пакетом. Под днище мы подкладываем подставочки (я подкладываю спичечные коробки) для улучшения циркуляции воздуха (но это только часов через 8 после лепки). Позже, когда изделие «встало», можно переворачивать его вверх ногами.

4. Ориентируемся на цвет. Все изделие должно быть одного цвета.

5. Вес. Изделие должно быть значительно легче, чем сырое.

Фотографии не передают цвет высушиваемого изделия. Вам надо научиться определять это самостоятельно.

К сожалению, трещины все равно могут появиться после обжига. Тут уж вы должны решить сами, что сделать — выбросить или сохранить. Данный способ обжига не предполагает изготовление посуды или изделий, соприкасающейся с водой. Поэтому я убираю трещины шпаклевкой, смешанной с глиняной крошкой. Шпаклевка на основе олифы.

Я размещаю фотографию для того, чтобы вы знали, что ошибиться может каждый. Или нет! Вы обязательно ошибетесь, но это нормально. На фото работа, в которой допущена ошибка на этапе лепки. Обжиг эту ошибку только обозначил.

И совсем коротко о размещении изделий вовремя обжига.

1. У задней стенки температура всегда выше. Поэтому там размещаем толстостенные изделия.

На первой фотографии расслоившаяся толстостенная фигурка. На второй фотографии видно, что эта курица размещена у задней стенки. Вроде все правильно. Где ошибка? А ошибка в том, что лепила я ее из покупной глины (презентовали мне килограммчик), а для нее дровяной обжиг не подошел. Или ее надо размещать выше, или делать в ней отверстия. Это я уже не узнаю, т.к. она кончилась.

2. Маленькие и тонкостенные изделия можно ставить друг на друга, даже вкладывать внутрь (или вовнутрь).

На этом пока все. Если вам интересна эта тема, напишите. И я подробнее расскажу о том, как готовить глину и лепить изделия.

Обжиг керамики в дровяной печи 14 12 2019 год

Как обжечь керамику без муфельной печи

Мы все знаем, что керамику обжигают в муфельной печи, а глазури покупают или делать самостоятельно. Однако в керамике существуют и другие виды обжига – дровяной и соляной. После них на изделиях образуется «естественная глазурь».

Древнейший вид обжига керамических изделий – дровяной. Огонь, зола и высокая температура – вот что делает керамику этого вида обжига волшебной и особенной.

При подъеме температуры до 1300 градусов, в дровяной печи происходит настоящая алхимия. Точные результаты обжига предсказать невозможно. Конечно, хороший мастер примерно представляет, что получится и располагает изделия в печи согласно своему замыслу.

Печь для обжига

Каждое изделие по-настоящему уникальное, а ведь именно за уникальность и ценятся изделия ручной работы. Каждый обжиг не похож на предыдущий.

Огонь в дровяном обжиге выступает соавтором и как многоопытный мастер придает работе завершённость. Он сплавляет отдельные компоненты в единое целое. Особые условия обжига делают каждую вещь особенной.

Вещи, обожжённые в дровяных печах, популярны во всех уголках мира. Именно из-за дровяного обжига японская керамика известна во всем мире. Большое количество керамистов пользуются дровяным обжигом, потому что этот процесс – целое представление. Бросить в печь дрова, слушать их треск, видеть, что там внутри происходит, ждать результат…

Керамика из дровяной печи заметно отличается от других вещей. Она не похожа ни на что другое. Изделие выглядит гармоничным. Кажется, будто в огне глазурь и глина стали одним целым и превратились в зольную глазурь. Это делает вещь приятной на ощупь и ровнее по цвету. Спекшаяся глина делает керамику прочнее и плотнее.

Кроме дровяного обжига, который может создать естественную зольную глазурь, есть другой тип обжига – соляной.

Происходит он, когда керамисты вводят соль, то есть хлорид натрия, в печь при температуре 2250 градусов. При такой высокой температуре, натрий отрывается от молекулы соли и соединяется с диоксидом кремния, который является основным ингредиентом глины. Созданная таким образом атмосферная глазурь называется натриево-силикатной глазурью. Может быть, это технический термин, однако многие процессы в керамике происходят на молекулярном уровне. В зависимости от того, как и какое количество соли вводят в печь, получаются различные эффекты.

Со временем пары соды и хлора становятся менее концентрированными. От этого изменяется покрытие изделий в печи.

В зависимости от оксидов в глинах, глазурь может приобрести розоватые или темно-коричневые оттенки. При большей концентрации соды в обжиге усиливается некоторое перетекание желтых, красных и оранжевых оттенков. Кроме того, сода придает глазури ярко выраженную текстуру, похожую на апельсиновую корку. От количества соли, которую добавляют в печь, зависит и текстура, и толщина глазури. Также может получиться эффект отбеливания глазури и некоторая пестрота цвета.

Как коронавирус повлиял на Клуб Мастеров.

Последние полгода показали, что можно учиться, работать, посещать классные мероприятия не выходя из дома. Лето немного расслабило эту позицию, но мир уже не будет прежним и мы тоже. Керамика по-прежнему остаётся .

Фарфоровая Сказка Алтая. Керамический пленэр (часть 1).

Путешествие в Фарфоровую Сказку Алтая. Дневник керамиста (часть 1).

12 июля 2022г.

А что вы обычно делаете, когда у вас отпуск? Вот и я тоже еду куда-нибудь отдыхать! Лето в этом году выдалось очень плодовитое на разные керамические фестивали, симпозиумы и гончарные конкурсы. Это очень здорово, что художники-керамисты могут собираться вместе, творить красоту, обмениваться опытом! Потому что никто не поймёт керамиста лучше, чем другой керамист. Ну, разве можно доходчиво рассказать своим друзьям о черепке неземной красоты, который ты достал только что из дровяной печки, где на нём огонь выводил свои шаманские узоры при температуре 1250 градусов? В лучшем случае, они скажут тебе: «а почему тарелочка такая кривая и шершавая, и в трещинах вся?» или «мммм, ну прикооольно, красивая поделка». Воооот.

В общем, ура! Моя мечта сбылась, и я еду на Алтай, где с 17го по 28 июля в посёлке Усть-Уба на усадьбе «Сокол» состоится третий международный художественный пленэр по фарфору и керамики «Фарфоровая сказка Алтая» в рамках авторского проекта Зинаиды и Анатолия Корчагиных «Царские забавы» !

15 июля. Электричка Новосибирск — Барнаул.

Приключения меня застали ещё дома в Перми. Всё началось с того, что я перепутала день своего отъезда. Еще несколько часов назад, я беспечно сидела дома на диване, уверенная в том, что до отправления моего поезда еще сутки с хвостиком. Случайно, хоть и случайностей не бывает, я заглянула в свой электронный билет и меня осенило: я уезжаю в новосибирск не завтра рано утром, а сегодня — в 5.50 утра, то есть через 7 часов!

Мама дорогая! Вещи не собраны, презентация не готова, кот голодный, дома бардак! И понеслось. за 6 часов я переделала все мелкие, но важные делишки, которые откладывались в долгий ящик уже как месяца два. Трясущимися руками «состряпала» некое подобие презентации, покидала в чемодан всё необходимое для поездки в неизвестное (это значит, что надо взять шубу и купальник, туфли на каблуках и штаны с начёсом). На поезд я успела и, кажется, даже ничего важного дома не забыла.

В поезде меня ждал приятный сюрприз в виде спутника по купе по имени Антон. Антошка ехал из Костромы навещать друзей в Новосибирске. Всю дорогу он подкармливал меня курицей и конфетами, показывал смешные детские мульты и страшное кино.

Вообще, мой путь до «Фарфоровой сказки Алтая» такой: Из Перми я доехала до Новосибирска, где я гуляла по центру 7 часов. Сейчас еду электричкой в Барнаул, где меня встретит Ирина Рудая, моя подружка и коллега из Красноярска. Из Барнаула нас на машине довезут до усадьбы «Сокол» недалеко от посёлка Нижнекаянча в Алтайском крае.

Перед пересадкой в Барнаульскую электричку у меня было несколько часов для прогулки по Новосибирску. Я с большим удовольствием прошлась по набережной, полюбовалась величественными мостами через реку Обь. Вообще, я сделала для себя настоящее географическое открытие: я всегда думала, что Алтай, это и есть один большой Алтай. И уже по пути в Новосибирск выяснилось, что есть Алтайский край, столицей которого является Барнаул. А есть Республика Алтай со столицей Горно-Алтайск! О как! Стыдно, конечно мне, что я совсем не знаю своей страны. Буду исправляться.

Сейчас я в электричке, которая через пару часов доставит меня в Барнаул. Я хотела почитать книгу, но не тут то было. Железная дорога идёт вдоль знаменитого Чуйского тракта. Эта дорога признана одной из самых красивых в мире. Теперь есть убедиться в этом лично, я смотрю в окно и любуюсь красотами нашей необъятной страны. То и дело за окном открывается вид на реку Обь. Места действительно живописные!

19 июля. Усадьба «Сокол».

Сегодня третий день пленэра «Фарфоровая сказка Алтая» и мы лепим с утра до вечера, только изредка осознавая, что мы вообще-то на Алтае. Я собиралась вести записи каждый день, но программа такая насыщенная и время летит очень незаметно. Просыпаюсь я в 8 утра, а спать ложусь около часа ночи. Без сил, но очень счастливая, доползаю до кровати.

Пленэр начался 17го июля. Все мастера приехали в усадьбу примерно к обеду. Вечером состоялось официальное открытие пленэра, все участники кратко рассказали о себе и каждому Зинаида Корчагина, организатор и по совместительству душа этого проекта, вручала именные фартуки. Перезнакомились довольно быстро, ни смотря на то, что нас 37 человек! Керамисты собрались из множества городов: Красноярск, Новосибирск, Барнаул, Тюмень, Иркутск, Екатеринбург, Омск, Кострома, Санкт-Петербург, Пермь, есть художники из Подмосковья и Крыма. Так же к нам приехали мастера из Узбекистана — Алишер Назиров с учеником.

Распорядок нашего рабочего дня примерно такой: утром, после завтрака, кто-нибудь из мастеров ведет мастер-класс. Например, вчера Зинаида Корчагина показывала нам как создавать узоры в агатовой технике при помощи экструдера. После мастер-класса все расходятся по своим рабочим местам и лепят-лепят-лепят. А вечером, когда стемнеет, проходит час презентаций — мастера рассказывают о себе, показывают фото своих работ.

Уже провели два обжига раку и мы любуемся результатами. Всего на пленэре 5 печей: три электрические печи , одну из которых предоставили»Агни», в которых проводят утильный и политой обжиг, газовая печь для раку и, мечта любого художника-керамиста — дровяная печь! В дровяной печи в течении пленэра будут проходить обжиги на 1100 градусов с осаждением сернокислых паров и на 1250 с зольными глазурями.

Вчера у меня весь день ушёл на то, чтобы заставить себя нестандартно мыслить. В работу нам дали две массы (красную и белую) для агатовой техники. У меня эта техника всегда ассоциировалась с японской посудой. Посуду и вазы делать мне совсем не хотелось. В итоге, «вымучив» набор тарелок для суши, я ушла бродить по каменным лабиринтам в поисках вдохновения. Каменные лабиринты — это небольшой парк из камней, который находится недалеко от нашей усадьба»Сокол». Потрясающее место для медитации: пока ты движешься внутри лабиринта, из головы улетает ненужный мусор. Когда голова светлая, начинают сами собой приходить ответы на те вопросы, с которыми ты зашёл в лабиринт.

Не знаю уж, как это случилось — лабиринты так на меня повлияли или нечто другое, но я начала видеть узоры агатовой технике в окружающем меня мире — в пятнистых шкурах гуляющих рядом с усадьбой коров, на спилах брёвен, в камнях на берегу реки Катуни. Именно так и появился на свет мой Жук. И это как раз то состояние, когда ты не выдумываешь что-либо из головы, а творишь в гармонии с самим собой и природой.

Да, и конечно, хочется написать пару слов о том месте, где мы сейчас живём. Пленэр проходит в усадьбе «Сокол», в посёлка Усть-Уба. Живём мы в уютных домиках, с туалетом и душем. На базе есть пасека и поэтому в столовой на столе всегда стоит свежайший мёд! Такого вкусного мёда я не ела никогда. На воротах висит объявление «мест нет» — это значит, что керамисты в разгар туристического сезона заняли всю базу! Территория «Сокола» украшена керамическими скульптурами, которые создали Зинаида и Анатолий Корчагины.

Тут так красиво, что захватывает дух. Недалеко от базы течёт бирюзовая горная река — красавица Катунь. А ещё, как оказалось, на Алтае совсем нет комаров! Поднимались на вершину невысокой горы, у подножия которой находятся каменные лабиринты. С вершины открываются виды, как на картинах Рериха! Погода меняется внезапно, в течение дня мы успеваем поджариться на солнышке, искупаться в проливном дожде, а к вечеру приходится утепляться в курточку. Вместе с погодой меняется и окружающий пейзаж: по утрам вершины гор укутаны туманами, а днём, в ясную погоду открывается бесконечная горная гряда в разных оттенках синего.

22 июля.

Сегодня шестой день пленэра, а кажется, что лепить мы начали только вчера. Закончила двух слонов из шамота и парочку работ из массы мкф. Сегодня Зина дала в работу фарфор. Никогда дома не работала с фарфором и теперь осваиваю новый для себя материал. Большого разнообразия гипсовых матриц на пленэре нет, но это даже хорошо — приходится проявлять фантазию. Вместо формы приспособили большие камушки. Надеюсь слепить еще одного жука и несколько блюд с отпечатками алтайских трав и росписью по сырой эмали. Керамические массы, пигменты и глазури нам предоставил ООО «Акцент-керамика»(Санкт-Петербург).

Атмосфера среди керамистов чудесная. Ни смотря на разницу в возрасте и в опыте, все очень сдружились. Все участники такие интересные, что хочется написать о каждом отдельную статью! Я просто влюбилась в организаторов пленэра — Зинаиду и Анатолия Корчагиных! Это потрясающие люди, которые живут керамикой. У Зинаиды настоящий талант организатора: ни смотря на то, что нас почти 40 человек, всё проходит без заминок в очень теплой домашней атмосфере! У Анатолия золотые руки, за все эти дни я не видела его отдыхающим. Он всегда где-то что-то делает — загружает, топит и разгружает печи, собирает стеллажи для сушки керамики, чинит экструдер. О печах Анатолий знает абсолютно всё!

Вообще, команда мужчин подобралась на славу. Тут даже появилась шутка, про особый вид професии — «муж керамистки». То есть это такой отважный мужчина, который должен уметь абсолютно всё, спать минимум часов в сутки и при этом всегда быть готовым поехать с женой художницей на керамический симпозиум и помогать ей там во всём, заниматься тяжёлым физическим трудом, пока супруга творит.

Печь для обжига керамики — Часть 1

Фотоальбом:

Дружная команда «Фарфоровой сказки Алтая 2022».

Молочный обжиг глины. Мастер-класс

wordpress themes.

2022 обжиг глины(молочение) — это способ старинный, которым гончарному изделию придавали После. водонепроницаемость такого обжига изделие приобретает коричневый красивый цвет различных оттенков. Для берется молочения изделие, прошедшее первый(утельный) при обжиг температуре от 800 до 950 градусов. опускают Изделие в молоко, держат в нем некоторое аккуратно и время вынимают, стараясь не попортить нежную пленку молочную. После того, как керамика снова, ее обсохнет обжигают при температуре от 300 до градусов 350. На этой температуре изделие выдерживают до нужного достижения цвета. Тем не менее точно цвет угадать при молочном обжиге глины так, невозможно как он зависит от жирности молока, обжига температуры, выдержки изделия при этой меня.

У температуре иногда получались красивые переходы коричневого оттенков из-за того, что под печи, на стояли котором изделия, был несколько холоднее пространства остального печи. Кроме красивого цвета после изделие молочного обжига приобретает водонепроницаемость. это Достигается за счет того, что казеин сворачивается молока при температуре обжига и забивает керамики поры.

Почти все пишущие о молочном глины обжиге рекомендуют использовать исключительно деревенское молоко жирное. Это правильный совет, но все фотографиях на представленные детские работы обжигались с использованием бутылочного магазинного молока жирностью 3,5-3,7 процента. Необходимо попадания избегать на изделие жирных сливок, которые после оставляют обжига некрасивые пятна. Моя попытка первоначальная обойтись без дополнительных затрат не школе: в удалась, где я работаю, мне предоставили количество некоторое сухого молока, но с ним не получилось хорошего ничего. Так что молоко надо натуральное использовать.

Посуду, прошедшую молочный обжиг, мягкой моют губкой без использования абразивных нельзя. Ее средств надолго оставлять грязной, чтобы не плесень развести. В последнем случае вывести ее можно повторным только обжигом.

Так как гости сайта моего часто интересуются, как можно обжиг сделать глины в домашних условиях, я попробовала молочный сделать обжиг в духовке газовой плиты.

эксперимента Для я взяла уже обожженные некрупные которые, бусины нашлись дома.

Искупала их в магазинном нанизав.

И, молоке на проволоку, подвесила к решетке газовой Газ. плиты включила на максимальную величину. Градуированного меня у градусника в духовке нет, но я знаю до какого максимально деления может повернуться стрелка. В этот мне раз не повезло: в доме холодно, отопление включили не еще, народ обогревается газом и давление газа(его) падает. Так что максимальную духовка температуру набирала вместо обычного получаса два часа, не меньше.

Продержала свои бусинки в еще духовке полчаса, больше — терпения не хватило. И что вот получилось. Результат не идеальный, но он говорит о что, том молочный обжиг глины в духовке плиты газовой возможен.

Иногда декоративные изделия молочного после обжига еще теплыми пропитывают или воском восковой мастикой. В результате они мягкий приобретают шелковистый блеск.

Если Вас способы заинтересовали обработки глины без специального коленке («на оборудования»), посмотрите еще ТУТ и ТУТ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для души - сайт про рукоделие и поделки