Мастер-класс Нанесение горячего тиснения при помощи клише

Нанесение горячего тиснения при помощи клише

Для того чтобы сделать тиснение при помощи клише и станка ТС 800, вам нужен станок, клише, фольга, картон для приладки и упоров, термоактивируемый скотч, скотч для приклейки упоров, ножницы, линейки, приладка (точно такая же заготовка которую будете тиснить, размером немного больше чем клише, не нужно собирать дополнительно изделие).

Для того чтобы сделать клише, нужно сделать макет рисунка на компьютере в программе CorelDRAW или Adobe illustrator.

Если вы делаете макет самостоятельно, вы должны так же знать допуск линий при травление клише или резке. Если вы не учтёте все моменты в макете, то ваше изображение может не получиться.

Для демонстрации процесса, мы взяли уже заготовленные обложки книг. Сборник сочинений Сергея Есенина.

Итак, вы желаете, чтобы изображение было точно посередине сторонки обложки книги, для этого вам нужно произвести расчет. С начала измеряем ширину клише по крайним точкам, потом ширину самой сторонки. Ширину клише вычитаем из ширины сторонки, получаем число, которое нужно разделить пополам, мы получаем равные значения, это и есть то расстояние, которое мы должны отметить от левой и правой стороны картонки. Например: Сторонка шириной 100 мм , ваше клише 50 мм, 100-50 =50 мм. 50мм/2 = 25 мм должно быть с лева и справа от края картонки до крайней точки клише.

Возьмите картонку такого же размера как ваша сторонка в обложке и сделайте разметку.

Станок нужно разогреть заранее, температура от 110 градусов до 200 градусов.
Внимание! Под каждую кожу, бумагу, материал, фольгу нужно подобрать температуру самостоятельно, так как каждый материал имеет разное покрытие и плотность.
Внимание! Берегите руки!

Возьмите скотч, наклейте на упоры, упоры можно сделать из картона, у нас просто две полоски шириной по 3 см, длиной под вашу сторонку, самое главное, чтобы изделие не ездило.

На клише наклеиваем термоактивируемый скотч.

Упоры наклеиваем на нижнюю плиту станка ТС 800.

Клише кладём на картонку с разметкой, изображением на картонку.

Разметку упираем в упоры на нижней плите станка ТС 800

Опускаем верхнюю плиту станка ТС 800 на клише при помощи рукоятки, и оставляем на 3-5 минут, чтобы скотч приклеился.

Перед началом работы необходимо выставить давление, вот этот момент действительно очень сложный. Приготовьте заранее приладку, положите её на нижнюю плиту, во время опускания рукоятки станка вы почувствуете, либо ваше клише слабо касается приладки нужно поднять нижнюю плиту, либо ваше клише соприкасается раньше, чем это нужно, тогда необходимо опустить нижнюю плиту, до такого состояния в котором вам будет удобно равномерно задавить изображение. Если вы работаете на станке первый раз, не огорчайтесь что с первой попытки не получиться. Скажу честно, что да же у мастеров, которые работают десятки лет, на приладку может уйти целый час.

Кладём фольгу. Следите, чтобы не попадали пылинки, волосинки на фольгу, это всё останется на вашем изображение, стереть не получится.

Как мы изготавливаем паяльник для тиснения.

Всё проверяем, температуру, давление, упор нижней плиты.

Делаем оттиск, опускаем верхнюю плиту станка при помощи рукоятки.

Снимаем фольгу, оттиск готов.

Спасибо за внимание!

С уважением, коллектив компании Русская Мастерская.

Терпеть не могу такие бесполезные мастер классы!

Это , чтобы сделать вам понадобиться пол завода дома установить.

Изготовление Клише. Глубина травления 2 мм, время изготовления 20 минут.

Зачем такое публиковать?

Изготовление клише, штамп мастера, клеймо мастера.

А как вы подругому сделаете такую работу? Вам не интересно, другим интересно. Нужно с уважением относиться к друг другу, и к труду других мастеров.

))) Смотрел видео на ютубе- «Как сделать шкатулку». У человека инструменты (ну очень дорогие), цех ( даже не гараж) и ТД. и ТП. и ДР!! )) Вот спрашивается ЗАЧЕМ и КОМУ такой МК. Будь у меня такое оборудование, да я бы даже и не подумал смотреть подобное видео, я бы шкафы-трансформеры делал, что уж о какойто шкатулке говорить! Ваш МК ПОДОБНЫЙ! Покажите как на коленках это сделать! У кого такой пресс и без Вас знает, зачем он, для чего и как на нем делать клише! Ваш же МК тянет больше на рубрику » КАК ЭТО СДЕЛАНО». Вот!

Полностью согласен! ( бейсболка-КРУТЬ)

Тиснение открыток голографической фольгой без клише

Я всегда с Уважением отношусь не только к мастероам, но всем людям в частности. Не Вам меня учить уважению! Ничего не уважительно в моей реплике не было.

Но как сказал Александр, те у кого есть пресс, знают как им пользоваться, а у кого нет, им мастер класс бесполезен, увы .

Да простит меня автор.

Ольга, Вам не интересно и не смотрите закройте скажите фии… и продолжайте восхищаться фетровыми безделушками для мастеров от 6 до 9. Из последних 50-60 мастер классов для меня это самый познавательный и интересный . Просто мы все разные, у нас разные интересы и это замечательно!

Это интересно конечно, для общего образования . Но у кого есть 150 тысяч только на пресс , он это и без мастер — класса знает. А вот как это сделать без дорогих примочек , да так чтобы не отличалось от фабричного, вот это было бы действительно интересно . А то у нас клише иногда дороже изделия стоят .

Данный пресс мы покупали за 75 000 руб, это в два раза меньше чем вы пишите. Клише у нас стоит всего 1500 руб. размер 8см на 8см. За макеты мы не платим, так как сами рисуем. Цена например нашей обложки на паспорт от 1000 руб. до 2500 руб. Люди охотно покупают, + заказывают дополнительно тиснение своих инициалов. Проверить мои слова, вы можете посмотреть наш магазин.

Пресс маленький можно купить от 30 000 руб. это не большие деньги, за такие деньги люди покупают себе телефоны раз в год.

Если вы думаете что эту технологию можно заменить и делать такого же качества работы, то вы заблуждаетесь. Не один ручной инструмент не давит две тонны. Думаю не слух, раньше люди углями топили Шадринские типографские станки, сейчас эти книги мы ходим смотреть в музей, и восхищаемся как в 18-19 веки люди добивались такой четкой картинки в тиснение, учитывая то что датчиков температуры не было, разве это не искусство?

По сайтам TC-800 120- 150 тысяч в зависимости от региона . Понятно конечно что Москва и провинция вещи разные . Цены , возможности .

МК познавательный. Все мы разные с разным уровнем знаний и желанием познавать что то новое. Но МКнужны как для домашнего использования ,так и более серьезные. Каждый должен иметь право выбора интересно смотри, не интересно пропусти и смотри то ,что интересно для тебя лично. Мне было интересно посмотреть, спасибо.

Тиснение на прессе для горячего тиснения набором клише для паспорта РФ

Точно. И я о том же!

Было интересно посмотреть сам процесс..заглянуть в мастерскую..не понимаю не довольных отзывов ..Вас же никто не заставляет смотреть ..проходите мимо ..действительно ..надо проявлять уважение ..тут полно более бесполезных и не интересных МК и ничего..

Даже среди качественных МК , для каждого из нас есть бесполезные . Вязальщицам бесполезны основы вязания.

Валяльщицам — мастерим котика из фетра или декорирование баночки от крема туалетной бумагой .

И всегда есть люди , которые мечтали ,чтоб их научили именно этому !

Но что заставило противника этого МК повторять своё ФЕ с 10 марта по 13.

Фото подсказали пару идей, спасибо, буду рада вас читать в будущем.

Горячее тиснение на кожзаме, работа клише и паяльника. Клише для скрапбукинга. Скрапбукинг

Почему у многих возникает желание все «делать на коленке». 21 век на дворе. И ручная работа не означает, что все надо мастерить при лучине.

Ребята молодцы, что показали саму технологию. Интересующемуся человеку всегда интересно узнать оборотную сторону качественно сделанных вещей. Вот у вас нет 150 тыс, вы не купите такой прес и не узнаете, как это сделать. Так хоть посмотрите.

Большое спасибо за ваш комментарий! Мне вот то же не понятно, зачем усложнять жизнь! Каждому веку свои решения.

Хочу обратить внимание. Роман, по образованию переплётчик + 10 лет работает мастером позолотного пресса, сам рисует макеты под клише любого уровня, вплоть до 7 совмещений на одном изделии. Этот опыт не пришел за один день, тиснение это тяжелый труд. Ошибаться нельзя. Не тот допуск линий в макете, брак клише. Не то давление выставил, всё изображение залипло, материал в помойку. Мастер позолотного пресса это призвание, это профессия на всю жизнь. Я вижу брак везде. В книжном магазине, в кафе, салонах красоты, кожгалантерейных магазинах. Крутые бренды ))) не могу ровно нанести свой логотип, а люди покупают за огромные деньги.

Да возможно на мастер — класс это не тянет, но в рамках привлечения внимания к профессии лично я считаю, что публикация получилась отличная.

Позвольте и мне изложить свое IMHO.
Пусть даже этот МК реально окажется полезным не многим — приобрести такой станок могут далеко не все —
но даже просто как познавательная статья с иллюстрациями он имеет право на жизнь.
Мне было очень интересно познакомиться с процессом нанесения рисунка с помощью клише.
Хочу отметить отличные фото, сопровождающие рассказ.
Фотограф не дилетант, одной рукой держащий камеру и нажимающий на спуск.
Однако остались все же непонятными ряд моментов, на которых бы хотелось остановиться подробнее.
(таких моментов на самом деле довольно много).

Если позволите, изложу только два из них:
1) В МК упоминается термоактивируемый скотч. Хотелось бы уточнить, что это за скотч?
По-видимому, это двусторонний скотч. Не могли бы Вы назвать его марку или изготовителя?
Ведь это не простой скотч. При температуре 200 С его основа не должна плавиться. Так я понимаю?
Иначе как он будет держать увесистое металлическое клише.
И как потом Вы снимаете клише с нагревательного элемента в конце работы?
Ведь этот скотч под воздействием высокой температуры должен намертво приклеить клише к нагревателю?

2) Непонятным осталось также, что это за фольга, которой наносилось изображение портрета?
Вот рядом надписи видны, так там заметно, что они сделаны золотистой фольгой.
Хорошо виден ее металлический блеск. А на фото, где на изделие укладывается фольга, ее и не видно,
просто пленка прозрачная сквозь которую видна поверхность изделия.
Или я чего-то не уловил? Поправьте меня если так, пожалуйста.
Ну и не удержусь от еще одного вопроса:

3) Из какого материала сделано клише?

Спасибо за интересный МК и за ответы!

1. Термоактивируемый скотч — можно купить в Дизе, (diza). Цена его от 5000 руб. Но его хватит на долго. Толщина скотча должна быть маленькая, а то клише будет плавать на станке. Клише снимают горячим, обыкновенным шпателем. Остывшее клише очень сложно отодрать от плиты.

2. В целом это бесцветная фольга, плёнка. купить можно в ДубльВ. Цена от 1000 руб. Изображение темнится изначально на самой коже, не каждая кожа темниться, особенно мебельная. Бесцветная фольга не даёт гореть коже, и даёт эффект зажаривания ровный, по плоскости клише. Бес этой фольги есть большая вероятность что при такой температуре верхний слой кожи останется на клише.

3. Клише мы делаем из магния, травлёные, 5-7ку обязательное условия угол травления 90 градусов, иначе на поверхности будет ростиск, сам рисунок должен выпирать от платформы на 3мм. Одним клише можно сделать 5000 отисков, так говорят производители. У нас стоит клише без макета 1500 руб. + нужно в кривых сделать макет.

Обзор фольги для горячего тиснения, штамп без оборудования

Спасибо за добрые слова)))

Спасибо большое за подробные ответы!

Оказывается это просто тонкая пленка, чтобы клише легко отставало от кожи!

И рисунок образуется не благодаря слою фольги, а за счет потемнения кожи от высокой температуры.Интересно, сколько времени нужно держать горячее клише на коже, чтобы не перестараться?

«5-7ку» — это, видимо, толщина заготовки для клише.

Вряд ли у меня получится самому вытравить такое клише с высотой рельефа 3 мм.

Клише на паяльнике для горячего тиснения по коже

Боковая поверхность не получится отвесной, а скорее всего магний даже начнет травиться под пленку лака, которым я нарисую макет.

А кожа я полагаю должна быть не поверхностного крашения и лучше если светлая. Если не ошибаюсь, такой вид кожи называется краст.

Еще раз спасибо Вам за интересный рассказ!

Нет не обязательно краст. Есть и хорошие кожи хромового дубления., можно найти даже у Рязани))) пробовать всё нужно, только опытным путём.

Мы обучаем тиснению. Можем научить работать на всех материалах. Если интересно можно обсудить в личной переписке.

Тема интересная, не скрою. Спасибо за предложение.

Только я нахожусь не очень близко — в Киеве.

А как насчет еще одного МК — по изготовлению клише

меня тогда совсем разорвут тут) )))) на коленки хорошее клише не сделать.

Да уж.
Полагаю, потребуется еще один агрегат прикупить — не дешевле термопресса.

Большое спасибо за Ваш, действительно, Мастер-класс. Конечно, он не для начинающих «рукодельников». Зато, он очень полезен для тех, кто уже достиг определенного уровня в своем деле и хотел бы совершенствоваться. Некоторые вещи и не стоит делать «на коленке». Мне всегда интересно кто на чем шьет, чем красит и клеит, каким оборудованием пользуется для решения разных задач, поэтому мне было очень интересно. Спасибо. Кстати, для начинающих итак много интересного, но очень не хватает мастер-классов » для продвинутых».

Большое спасибо за отзыв. я думала делать более сложные мастер класс с применением оборудования, но на этом сайте они не популярны, и воспринимаются очень агрессивно.

Не нужно отказываться от Ваших планов создания новых МК.

я выкладываю потихоньку новые мастер класс, активно старюсь тут на ям вести блог

Спасибо Вам за труд.

Будем ждать новых уроков!

Спасибо за полезный мастер класс! Интересовала таки приладка :)
Какие клише используете для бумаги?
К примеру для хлопка 300 грамм какая температура и прижим будет?

Здравствуйте. Для бумаги подойдёт клише из магния, оно дешевле чем латунь, но можно заказать и из латуни. Для тиснения бумаги нужна температура от 100 до 200 градусов, методом проб подбирайте. Для давления датчика нет, увеличивайте постепенно, как визуально вас устроит результат, значит настроили. Если вы ни когда ни тиснили, сложно без учителя. Приходите к нам на 3х — 5 ти дневный курс нанесение тиснения, и мы вам всё расскажем. Курс подробно описан на нашем сайте. в разделе обучение.

Нанесения горячего тиснения при помощи клише. Мастер — Класс.

Мастер-класс по обучению нанесения горячего тиснения при помощи клише.

Ориентировочно на 28 мая 2022г. ( договоримся)

Друзья приглашаем вас на мастер-класс «Учимся делать тиснение». Научим определять температуру для материала и фольги. Вы попробуете тиснение на коже и переплётном материале. Расскажем, какое бывает оборудование, принцип работы и возможности. Узнаете, какой скотч используется для приклеивания клише. Какие разновидности материалов используются для изготовления клише, технологии изготовления клише. Узнаете, какая бывает фольга для тиснения, и её характеристики.

Мастер-класс длится 2,5 часа.

Материалы входят в цену мастер класса, инструменты нести не нужно.

Цена проведения занятия для одного человека 2500 руб.

Тиснение с фольгой при помощи клише на ручке.

Цена 1500 руб. в группе из 2-х человек.

Цена 1300 руб. в группе из 3-х человек.

Вы получите азы и полезную информацию, которую вы сами решите, как применить.

Полимерные клише для тиснения

Тиснение – это способ нанесения изображения на поверхность при помощи нагретого клише. Таким образом можно наносить изображения на поверхность самых различных материалов: кожи, дерева, бумаги, картона и, конечно же, пластмасс.

Как сделать макет клише для горячего тиснения

Метод тиснения используется для декоративного оформления различной полиграфической и сувенирной продукции, упаковки, этикеток и т.д. Но кроме декоративной функции, такое изображение часто несет еще и информативную: тиснение текстовой информации получило широкое распространение.

И, наконец, нельзя не упомянуть роль тиснения, как метода защиты от подделок. Для этого, как правило, используют сложное клише с высоким разрешением. Такое тисненное изображение на упаковке, к примеру, должно быть легко узнаваемым для потребителя, с одной стороны, и трудно воспроизводимым в случае отсутствия оригинального клише, с другой стороны.

Виды тиснения

Различают несколько видов тиснения:

  • Плоское тиснение фольгой — тиснение, в процессе которого между нагретым клише и материалом помещается фольга и производится прессование. Под действием нагретого клише металлизированное или пигментное напыление отстает от пленки-носителя и закрепляется клеевым слоем на поверхности материала.
  • Конгревное тиснение без фольги — это способ придания рельефа прессованием материала между клише (матрицей) и пуансоном (контрматрицей). Изображение получается выпуклым. Конгревное тиснение без фольги может быть выполнено холодным способом или с подогревом клише до 60 °С.
  • Конгревное тиснение с фольгой — метод тиснения, позволяющий за один оттиск переносить фольгу на поверхность и одновременно придавать рельеф. Конгревное тиснение с фольгой позволяет вдвое сократить время на нанесение изображения, однако этот метод требует нагревания клише до 110 – 160°С. Кроме того, необходимо более дорогое оборудование.
  • Блинтовое (или «слепое») тиснение –метод, позволяющий получить гладкий оттиск не текстурной поверхности. Для получения более гладкого и глянцевого оттиска используются специальные пленки.

Клише для тиснения

Клише для тиснения может быть полимерным, цинковым, магниевым, медным, латунным или из другого металла. Закрепленное на плиту станка клише нагревают до нужной температуры. В случае тиснения фольгой клише разогревают до 105-120 °С градусов, при конгревном тиснении используется диапазон температур от комнатной до 160 °С, а при блинтовом температура клише зависит от материала поверхности: для кожи – 120-210 °С, для кожзама – 80-180 °С , для дерева – 250 °С.

Фотополимерные клише – наиболее простой и дешевый вариант, однако имеет ограниченную тиражестойкость. Такие клише используются, как правило, для изготовления небольших тиражей (100-2000 экземпляров). Полимерное клише может иметь толщину от 1 мм до 1,75 мм. Для его изготовления потребуется лишь макет изображения на пленке, источник УФ-излучения и вода для промывки – весь процесс занимает 15-20 минут.

Технологический процесс изготовления фотополимерных клише состоит из нескольких этапов:

  1. Из фотополимерной пластины вырезается заготовка нужного размера.
  2. Заготовка засвечивается через пленку-оригинал на засветочном устройстве, благодаря этому происходит полимеризация (затвердение) светочувствительного слоя в местах засветки. Засветочное устройство состоит из вакуумного стола, накрытого сверху матовой вакуумной пленкой. Над столом размещены несколько УФ-ламп мощностью 40-80 Вт каждая.
  3. На рабочем столе вымывного устройства незасвеченные участки фотополимера вымываются слабощелочным раствором. Вымывное устройство включает рабочий стол, покрытый листом магнитной резины, и металлическую ванну с закрепленными на ее дне вымывными щетками. Рабочий стол с закрепленной на нем фотополимерной заготовкой производит медленные вращательные движения по щеткам. Щетки, скользя по поверхности заготовки, удаляют из пластины незасвеченные частицы фотополимера. После вымывания щелочью на пластине образуется необходимый рельеф клише.
  4. После этого заготовка высушиватся на специальных лотках в сушильной установке. В процессе сушки из пластины удаляются остатки щелочного раствора, и фотополимерное клише приобретает свои окончательные размеры.
  5. Последний этап – окончательная засветка. Она необходима, поскольку во время основной засветки фотополимер полимеризуется лишь частично, позволяя вымывать незасвеченный фотополимер. Это связано с тем, что время засветки фотополимера строго регламентировано. Окончательную полимеризацию проводят в засветочном модуле без использования пленки-оригинала. Пластину засвечивают до полной полимеризации фотополимера (затвердевания). После этого фотополимерное клише готово к работе.

Изготовление клише для горячего тиснения на коже и кожзаме

Логотипы и рекламные штампы используются компаниями и физическими лицами для проявления своей индивидуальности. Оригинальные подарки или личные мелочи также должны носить отпечаток личности своего хозяина. Поэтому тиснение на кожаных изделиях пользуется популярностью, но часто эта услуга оказывается не по карману. Изготовление клише для тиснения на коже возможно и в домашних условиях.

Разновидности тиснения

Под тиснением понимают горячее или холодное прессование полимерной плёнки или фольги на коже или кожзаме для улучшения внешнего вида материала. Благодаря производственной печати, продукция приобретает индивидуальность.

Фирмы, в перечень услуг которых входит изготовление клише для тиснения на коже и создание оттиска, предлагают несколько видов тиснения:

  • металлизированной фольгой;
  • слепое;
  • конгревное (с применением фольги или без неё).

На производстве используется ламинатор. Достаточно найти подходящий рисунок, распечатать его и положить лист бумаги узором вверх на материал. Сверху его покрывают фольгой и бумагой, прогоняют эту стопку через ламинатор. Фольгу и бумагу с кожи снимают медленно. В домашних условиях ламинатор легко заменить утюгом. На лист с узором помещают фольгу матовой стороной кверху, накрывают листом бумаги и гладят тёплым утюгом несколько минут. Если рисунок не отпечатался, то температуру нагрева утюга увеличивают.

Для тиснения на коже фольгой понадобится штамп. Изделие накрыают фольгой, проглаживают горячим утюгом и сразу же прикладывают штамп. Клише держат примерно минуту. Металлическую надпись практически невозможно удалить, поэтому лучше потренироваться на бумаге или ненужных кусках кожи.

На коже и текстурной бумаге применяют слепое тиснение. При этом используют полимерную плёнку, а не фольгу. Горячий пресс придаёт кожаным и бумажным изделиям лучшее сглаживание или глянцевый блеск.

При конгревном оттиске без фольги выпуклое изображение получается благодаря спрессовыванию кожи между штампом и ответной деталью. Обратная процедура даёт возможность получить вогнутое изображение. Использование фольги подразумевает проведение тиснения в два этапа: спрессовывание самой фольги и формировка рельефа. Процесс проходит под высокой температурой.

Особенности штампов на коже

Кожа — один из самых износоустойчивых материалов, используется для изготовления разных предметов: обуви, одежды, офисных принадлежностей, обложек на документы, чехлов. Процедуры по обработке и украшению кожи и кожзама должны быть качественными, поэтому используется тиснение.

Его главные преимущества:

  • долговечность — штамп невозможно смыть или оттереть;
  • эффектный вид — тиснение на кожзаме и коже выглядит интересно и дорого;
  • использование дополнительных материалов — фольга и другие материалы могут дать эффект тиснения золотом на коже;
  • возможность нанесения оттиска на значительную площадь позволяет покрыть рисунком все изделие;
  • владелец кожаного изделия может самостоятельно подобрать рисунок или изготовить клише.

Изготовление клише

Клише (матрицей) называют печатную форму с рельефным рисунком. Его придавливают к материалу для получения надписи или штампа. Матрицу изготавливают из различных металлов, силиконовой резины или полимеров.

Для штампов на полиграфической продукции используют латунные штампы. Латунь позволяет создавать высокие тиснящие элементы, благодаря своей жёсткости, а сами надписи можно делать на разной глубине. Материал легко проводит тепло, что позволяет использовать его в работе с кожей, деревом и мягкими металлами.

Для мягких материалов подойдут матрицы из магния. Сама магниевая пластина очень тонкая, но высота элементов может быть значительной. Магниевые клише оставляют глубокие штампы на обложках из кожи, ежедневниках, блокнотах.

Своими руками можно изготовить штамп для холодного или горячего тиснения. На производстве используются специальные станки, стоимость которых составляет несколько тысяч долларов. Но в хозяйственных магазинах можно приобрести необходимое оборудование за небольшие деньги.

Оттиск для холодного тиснения изготавливается с помощью машинки для нарезки лапши и раскатки теста. Необходимо выбирать модели, которые позволяют регулировать толщину раскатки до 6 мм. Более дешёвый вариант — прибор для раскатки полимерной глины или пластилина, но у него нет ножей для нарезки теста. Приобрести машинку можно в канцелярских магазинах. Также подойдёт машинка для тиснения бумаги. В этом случае клише изготовляют путём его прокатки между металлическими прессами или валами прибора.

Горячее тиснение делается железным клише. Но при самостоятельном изготовлении лучше использовать термопластичный полимер.

Понадобятся такие материалы:

  • непосредственно сам полимер;
  • стеклянная пластина;
  • ёмкость для изготовления формы;
  • гипс или алебастр;
  • игла, скальпель или зубочистка.

Сначала необходимо сделать заготовку для литейной формы. Можно взять бумажный или пластмассовый стаканчик из-под йогурта или сметаны. Ёмкость обрезают кольцом высотой 2—3 см. Его закрепляют на пластине из органического стекла с помощью пластилина. В отдельной ёмкости замешивают раствор алебастра и заливают им подготовленное кольцо на 1−1,5 см. Лучше заготовить несколько форм, которые не жалко испортить при работе с клише. Через 30—40 минут алебастр вынимают из формы. Он должен высохнуть в течение 2—3 суток до белого цвета.

За это время нужно подготовить саму надпись. Толщина линий не должна превышать 1 мм, лучше не использовать мелкие детали. Рисунок наносится на застывшую алебастровую форму с помощью копировальной бумаги. После этого линии узора углубляют в гипс на 1—2 мм, используя электрический гравёр, скальпель, иглу или даже зубочистку. Поверхность алебастра смазывают любым растительным маслом, тщательно вливая его в углубления. Излишки убирают бумажной салфеткой.

Отливать клише лучше из материала, используемого для изготовления клеевых стержней. Он имеет высокую устойчивость к маслам, воде, растворителям и краскам. К гипсовому диску приклеивают картонные борта для того, чтобы полимер не растекался. Жидкий материал выливают на алебастр примерно на 0,5 см, разогревают строительным феном для лучшего проникновения в углубления.

Полимер снимается с формы через 10—15 минут. При боковом освещении легко заметить линии узора клише. Лишний материал лучше обрезать канцелярским ножом, в противном случае поверхность клише будет прогибаться. Готовый штамп опускают в чернила и делают первый оттиск на бумаге или мягкой коже.

Способ крепления и тиснение конгревным клише.

Подробная инструкция позволяет сделать клише для тиснения и использовать его для нанесения штампов или надписей небольшого размера на мягкие материалы. При наличии готовой металлической формы с гравировкой на дне можно изготовить латунные или оловянные матрицы, но полимер даёт возможность создавать клише с уникальными узорами.

Тиснение по коже

В данной статье мы расскажем об истории появления и основах технологии тиснения, опишем различные методы получения рельефных изображений на поверхности натуральной кожи, приведем описание необходимых для выполнения этой операции инструментов, а также постараемся дать несколько ценных рекомендаций, которые могут оказаться полезными на различных стадиях изготовления и декорирования ваших авторских изделий.

Что представляет собой тиснение по коже

Несмотря на то, что обработка шкур животных и выделка натуральной кожи являются древнейшими из ныне известных ремесел, термин «тиснение», как и сама технология, появились спустя несколько тысячелетий после того, как люди уверенно освоили различные методы заготовки шкур и стали широко использовать их в быту. Пожалуй, наиболее древним из ныне сохранившихся свидетельств применения данной технологии можно считать ископаемую глиняную посуду, на которой первые представители гончарного ремесла ставили свое клеймо при помощи нехитрых штампов. Большая часть такой посуды датируется периодом 4 500 — 4 400 лет до н.э., однако в отдельных регионах нашей планеты были найдены фрагменты примитивной глиняной посуды, которой древние люди пользовались еще за 10 000 лет до н.э.

В дальнейшем технология тиснения получила закономерное развитие и начала применяться более широко, в частности, для набивки различных орнаментов на ткань: мастер сначала вырезал определенный узор на деревянном клише, покрывал его красителями, а затем под давлением переносил изображение на ткань. Впоследствии, уже в позднем средневековье, метод переноса изображения с покрытого красителем клише на бумагу вместе с развитием искусства тонкой обработки металлов заложили основы технологии производства гравюр, и, как следствие, стали родоначальниками массового книгопечатания.

Переходя непосредственно к тиснению по коже, для начала постараемся дать максимально емкое и содержательное определение данной технологии: тиснение, или штампование – это частичная или полная обработка поверхности натуральной кожи при помощи давления, оказываемого различными специализированными инструментами с применением техники резьбы, либо без нее. Тиснение может проводиться в условиях промышленного производства для придания правильной фактуры полулицевой и корректированной коже, создания имитации текстуры кожи экзотических животных, либо наноситься на кожу вручную при помощи различных штампов, оттисков и клише. Именно таким способом в домашних студиях и мелкосерийных мастерских на поверхность изделий из натуральной кожи наносятся различные рельефные узоры, рисунки, логотипы и надписи.

В художественном плане ручное тиснение по коже дает мастеру практически неограниченную творческую свободу и обеспечивает бесконечное разнообразие вариантов эксклюзивного оформления изделий благодаря тому, что нужные штампы и клише можно приобрести в специализированных магазинах, заказать у опытных мастеров, либо изготовить самостоятельно. Поскольку ручное тиснение по коже является достаточно кропотливым, трудоемким и ответственным процессом, то для выработки навыка и получения стабильного результата вам придется запастись терпением, качественным инструментом, а также кожей определенной выделки, предназначенной специально для тиснения или хорошо подходящей для этой технологической операции.

Инструменты для тиснения по коже

Приведем перечень инструментов, являющихся необходимым и в большинстве случаев достаточным набором для выполнения тиснения по коже:

Горячее тиснение на коже. Где заказать клише? Как сделать оттиск своего логотипа? Мой опыт.

• наборы различных штампов, оттисков и клише – приобретаются в специализированных магазинах, изготавливаются самостоятельно или на заказ;

• поворотный нож со сменными насадками различных размеров и форм – инструмент для вырезания изображений на поверхности кожи. Используется при более продвинутых способах тиснения с применением техники резьбы по коже;

• удобный молоток, который не повреждает штампы и имеет минимальную отдачу при нанесении удара – такими качествами обладают специальные нейлоновые молотки, широко применяемые в кожевенном деле;

• пластиковые или деревянные стилусы для выдавливания контуров изображений на поверхности кожи;

• колесные маркеры для разметки кожи и проведения рельефных линий на обрабатываемой поверхности;

• наборы надфилей с различными профилями для изготовления, доводки и корректировки штампов;

• ровное деревянное основание, которое будет служить подложкой для обрабатываемой кожи при выполнении тиснения;

• мягкая губка для смачивания кожи с целью ее размягчения непосредственно перед началом тиснения;

• полезные мелочи, к которым можно отнести всевозможные трафареты с изображениями растений, животных, этническими орнаментами и популярной символикой.

Натуральная кожа для тиснения

Вам также необходимо запастись и некоторым количеством кожи растительного дубления – особой разновидности натуральной кожи, предназначенной специально для тиснения, штампования и резьбы. Благодаря специфической технологии выделки приданный такой коже художественный рельеф со временем не расправится, не сгладится и не утратит живости.

По большому счету, тиснение можно наносить практически на любую натуральную кожу, однако далеко не каждый вид кожи и метод штампования способны обеспечить устойчивость рельефа в течение достаточно продолжительного времени. Например, неглубокое или незакрепленное тиснение, нанесенное на кожу хромового дубления, со временем может «поплыть».

Если вы не обладаете достаточным опытом, то в процессе обучения данной технике вы сами экспериментальным путем сможете понять, какая кожа подходит для ваших производственных нужд лучше других. Однако для экономии времени и сил мы все же рекомендуем вам прислушиваться к советам опытных мастеров по выбору натуральной кожи, способной обеспечить высокое качество и долговечность тиснения.

Методы тиснения кожи

Все виды, методы и способы тиснения натуральной кожи можно разделить на две основные категории – холодное и горячее. Такое разделение продиктовано не только разницей в рабочей температуре штампов, но и отличиями в получаемых результатах.

Холодное тиснение обычно применяется в случаях, когда на гладкую кожу необходимо нанести несложный узор, надпись или простое клеймо. Для холодного тиснения подходят кожи толщиной от 0.8 до 1.2мм. Впрочем, толщина материала при данном способе не имеет решающего значения, поскольку определяющей является индивидуальная способность кожи держать полученный рельеф без дополнительной термической обработки.

Отделка горячим тиснением основана на способности кожи принимать и сохранять устойчивый оттиск после надавливания на нее металлическим штампом, разогретым до температуры 60-140°C. При выполнении горячего тиснения в домашних условиях оптимальная степень нагрева штампа обычно определяется экспериментальным путем для каждого отдельного типа кожи. При этом наиболее точные замеры температуры рабочей поверхности штампа удобнее всего производить при помощи специального бесконтактного термометра – пирометра. Для горячего тиснения подходит кожа толщиной от 1.2-1.4мм.

В технологическом плане нанесение рельефных изображений на поверхность натуральной кожи можно разделить на четыре вида:

• слепое (блинтовое) тиснение – применяется в случаях, когда на коже необходимо получить оттиск с гладкой структурой. Выполняется следующим образом: на ровном участке кожи перпендикулярно поверхности располагается штамп, а затем по нему наносится удар молотком. Если в качестве штампа используется наборное клише, то все составные детали изображения должны находиться в одной плоскости. При слепом тиснении глубина и четкость полученного оттиска напрямую зависят от силы давления на штамп, т.е. от силы удара по штампу. Данный вид тиснения бывает холодным или горячим, но не слишком высокотемпературным, так как существует риск перегрева и порчи кожи;

• тиснение фольгой – суть метода заключается в размещении между штампом и поверхностью кожи тонкой металлической фольги, смазанной клеящим составом на основе воска. Под давлением штампа фольга пропечатывается в образованный рельеф и затем схватывается с кожей. Глубина рельефа при тиснении фольгой обычно меньше, чем при слепом тиснении, однако данный метод позволяет получать сложные многоцветные изображения и осуществляется исключительно горячим способом;

• конгревное тиснение – нанесение на поверхность кожи рельефных изображений методом прессования с применением металлической фольги или без нее. При такой технологии кожа располагается между пуансоном и матрицей (клише для конгрева), а затем прессуется. Для конгревного тиснения подходит только тонкая пластичная натуральная кожа, а клише производятся исключительно из металла. Конгревное тиснение проводится как горячим, так и холодным способом;

• текстурирование – данный метод тиснения применяется на одном из этапов выделки кожи для придания нужной фактуры ее поверхности. Чаще всего текстурирование используется для обработки лицевой поверхности корректированной кожи после ее шлифования, а также для создания имитация фактуры кожи экзотических животных на поверхности кожи КРС. Суть такой технологической операции заключается все в том же прессовании, однако при этом клише выдавливает однородный неглубокий узор не на относительно маленьком участке, а на всей поверхности куска кожи.

Выполнение слепого тиснения по коже

Для примера пошагово рассмотрим процесс холодного слепого тиснения по коже, поскольку данный способ является наиболее доступным для понимания и повторения. В самом простом случае выполнение такого тиснения состоит из следующих этапов:

1. В первую очередь необходимо выбрать и подготовить кусок натуральной кожи подходящего размера и толщины. Для выполнения качественного тиснения лучше всего подходит кожа растительного, синтанного или хромтаннидного дубления.

2. Выбирается или изготавливается штамп с рельефным оттиском клейма, логотипа, надписи или изображения в масштабе 1:1. Если изображение или надпись не являются обратимыми, т.е. в зеркальном отображении выглядят задом наперед, то изображение и/или надпись на штампе должны быть отображены зеркально относительно вертикальной оси, проходящей по краю оригинального изображения и/или надписи. В случае обратимых изображений и надписей, симметричных относительно проходящей по их центру вертикальной оси, оттиск на штампе изготавливается и переносится как есть.

3. При использовании кожи растительного дубления вся поверхность куска (а не только место будущего тиснения) тщательно смачивается чистой теплой водой при помощи губки. Важно равномерно увлажнить всю поверхность кожи во избежание водных подтеков после ее высыхания. Для того, чтобы кожа размягчилась и стала пригодной для тиснения, обычно требуется не менее получаса, однако этот временной промежуток может варьироваться для кожи различной выделки и толщины. Также крайне важно не размачивать кожу сверх меры, иначе вместо аккуратного рельефного оттиска вы получите нечто бесформенное и крайне неэстетичное. Объем воды должен быть таким, чтобы она все еще продолжало впитываться, но кожа при этом уже не успевала подсыхать. Как только появятся первые признаки того, что кожа прекратила активное поглощение воды, процесс увлажнения необходимо остановить.

Обзор тиснения и выжигание при помощи клише на ручке.

4. Штамп и молоток располагаются в удобном месте для оперативного доступа, кожа размещается на ровной твердой поверхности, а под кожу подкладывается подложка из дерева или плотной резины.

5. Когда кожа начнет постепенно возвращать свой оригинальный цвет и станет прохладной на ощупь, то она готова к тиснению. Признаком готовности кожи также является ее подсохший лицевой слой. Начиная с этого момента кожа в достаточной степени размягчилась, а в ее внутренних волокнах осталось оптимальное количество влаги для начала процесса штампования.

6. Штамп ставится строго перпендикулярно поверхности кожи и надежно фиксируется, а затем по нему наносится точный одиночный удар молотком. Необходимо помнить о том, что в данном случае глубина и четкость получаемого оттиска напрямую зависят от силы и точности удара по штампу, а также от степени мягкости кожи. Как правило, мягкие разновидности кожи поддаются тиснению на нужную глубину с первого удара. Более жесткие или плотные виды кожи могут подвергаться тиснению в несколько проходов. Однако вне зависимости от толщины и плотности кожи в результате мы должны получить четкий рельефный оттиск равномерной глубины по всей площади изображения.

7. После того, как желаемый оттиск получен, кожа протирается и сушится в естественных условиях до полного высыхания.

В качестве дополнительного, но совсем не обязательного завершающего штриха готовое рельефное изображение можно «оживить» при помощи красителей, подходящих к выбранному типу кожи. В таком случае после окончательного высыхания красителя полученный рисунок закрепляется специальными составами-фиксаторами, а затем тщательно полируется при помощи мягкой ткани или шерстяного войлока.

Также стоит упомянуть о том, что для нанесения выпуклых изображений на лицевую поверхность тонкой кожи ее тиснение следует проводить с бахтармяной стороны, однако процесс получения таких изображений сопряжен с определенными нюансами: во-первых, штамп с изображением нужно всегда готовить в прямом, а не зеркальном отображении, а во-вторых, после выполнения тиснения полученный рельеф следует смазать клеем ПВА с изнаночной стороны и при необходимости подклеить под него подложку из куска кожи. Однако, если вы хотите получить по-настоящему качественный и долговечный выпуклый оттиск на поверхности кожи, то следует использовать не ручное, а конгревное тиснение на прессе.

Где найти больше материалов по тиснению кожи?

К сожалению, в рамках данной статьи мы не можем подробно описать более сложные, технологичные и ресурсоемкие методы тиснения по коже. В большинстве случаев их описание предполагает непосредственное участие опытного мастера, который будет пошагово комментировать каждую операцию, подробно объяснять суть отдельных стадий процесса, делиться своими навыками и маленькими секретами, а также сможет проконтролировать правильность применения полученных вами знаний на практике. Если же вы всерьез заинтересовались данной техникой и непременно желаете научиться тиснению комплексных многопрофильных изображений, а готового поделиться своим опытом мастера в кругу ваших знакомых нет, то мы настоятельно рекомендуем вам приобрести или найти на просторах интернета специализированную литературу, посвященную сложным техникам тиснения и секретам применения различных кожевенных инструментов. Весьма полезным может оказаться регулярное посещение популярного сервиса видеоблогов YouTube, где по соответствующим поисковым запросам вы без труда сможете найти разнообразные мастер-классы и подробные видеоуроки по тиснению, а также много других интересных наглядных материалов по работе с натуральной кожей. Кроме того, на различных кожевенных форумах вы всегда можете найти пошаговые инструкции с подробными фотографиями процесса тиснения и результатом работы талантливых мастеров, задать им интересующие вас вопросы, поделиться собственным опытом и просто пообщаться с коллегами по цеху.

Даже если у вас не получается овладеть искусством тиснения по коже настолько профессионально и быстро, насколько вам бы хотелось, то постарайтесь не отчаиваться и ни в коем случае не останавливаться на достигнутом. После того, как вы набьете руку и станете достаточно опытным в этом непростом и кропотливом деле, вы не только получите желание и возможность «оживить» собственную одежду, обувь и аксессуары, но и всегда сможете изготовить штучные эксклюзивные вещи на заказ, а также порадовать своих близких по-настоящему оригинальными персонифицированными подарками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для души - сайт про рукоделие и поделки